14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед при существовании крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно. Крепостной труд препятствовал распространению технических новинок, товарность сельского хозяйства в первой четверти XIX в. не превышала 15 %.
Во второй четверти XIX в. в России начался промышленный переворот. Выделяют два его этапа: до и после падения крепостного права. Для первого этапа промышленного переворота в России характерна быстрая механизация текстильной промышленности, в первую очередь, молодой хлопчатобумажной отрасли.
В первой половине XIX в. основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары.
1830–1840 гг. характеризовались постепенным переходом от мануфактуры к фабрике. Это означало, что в промышленности стали создаваться крупные предприятия, основанные на машинной технике. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался ранее всего в хлопчатобумажной промышленности.
Во второй четверти XIX в. суконная промышленность быстро развивается, догоняя по темпам роста хлопчатобумажную. Значительные успехи в суконной промышленности привлекли в отрасль «новых» предпринимателей – выходцев из крестьян, мещан, мелких купцов, определенную заинтересованность стали выказывать и иностранцы.
При Александре I были учреждены и поддерживались журналы, призванные знакомить предпринимателей и всех заинтересованных лиц с постановлениями правительства в соответствующей сфере деятельности, а главное – со сведениями о состоянии промышленности и торговли в России и за границей, о новых изобретениях. К этому периоду относится и попытка правительства содействовать самоорганизации предпринимателей, заключавшаяся в инициировании им создания обществ заводчиков и фабрикантов. Существенное значение для роста российской промышленности имела покровительственная таможенная политика, которой в целом придерживалось правительство.
Огромную роль в деловой жизни России играли ярмарки. Довольно устойчивой оставалась провинциальная лавочная торговля. Право, полученное предприимчивыми горожанами (крестьяне такое право получили в 1804 г.) на устройство торгового заведения в любом удобном месте, дало сильный толчок развитию частного предпринимательства в стране. Новые лавки и лавочки росли, привлекая покупателей дешевизной своих товаров. Прежние монопольные цены нескольких купеческих семей оказались сокрушены массовой деловой предприимчивостью и конкуренцией.
Еще в годы царствования Александра I в стране стало налаживаться частное банковское дело. Усиливающаяся потребность в кредите вызвала появление такого явления, как помещичьи банки для крепостных крестьян.
Сильный патриотический подъем, вызванный в русском обществе Отечественной войной, был как нельзя более на руку российскому купечеству. Развитие и усиление русской национальной торговли и промышленности было объявлено делом патриотическим и рассматривалось как крупный козырь в борьбе с Наполеоном. Правительство осыпает русских купцов и промышленников знаками милости и внимания.
Таким образом, формирование капиталистического предпринимательства в первой половине XIX в. шло двумя путями:
развитие купеческой промышленности – обычный путь развития капитализма;
преобразование крепостной промышленности в капиталистическую; к крепостной промышленности относились предприятия помещиков, казенные предприятия, связанные крепостническими отношениями и жесткой административной регламентацией.
- 1. Предмет, цели и задачи курса «об»
- 2. Взаимосвязи дисциплины «об» с другими курсами
- 3. Принципы изучения дисциплины «об»
- 4. Понятие предпринимательства и бизнеса
- 5. Субъекты, объекты и цели б
- 6. Виды б
- 7. См.Билет 5
- 8. Исторические этапы развития бизнеса в России
- 3Ий этап: XIV – XVIII вв.
- 4Ый этап: XVIII – начало XIX вв.
- 6Ой этап: начало XX века.
- 7Ой этап: предпринимательство социалистического периода.
- 8Ой этап: этап современного развития предпринимательства
- 9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.
- 10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
- 11. Развитие предпринимательства в XIV – XVIII вв.
- 12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
- 13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
- 14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
- 15) Развитие предпринимательства в период реформ Александра II
- 16) Деловой мир России конца XIX- начала XX века
- 17) Предпринимательство социалистического периода
- 18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
- 19) Мировой кризис 2007-2010 и предпринимательство
- 20. Организационно-правовые формы предпринимательства (опф)
- 21. Хозяйственные товарищества
- 22. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- По сравнению с другими юридическими лицами общество с ограниченной ответственностью имеет следующие преимущества:
- 23. Общество с дополнительной ответственностью (одо)
- Особенности:
- 24. Акционерные общества (ао)
- 25. Производственный кооператив
- 26.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 27.Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций.
- 28.Сущность предпринимательской среды
- 29. Внутренняя предпринимательская среда
- 30.Внешняя предпринимательская среда
- 31.Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
- 32. Функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 33. Приоритетные направления и механизмы государственной поддержки предпринимательства
- 34. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
- 35. Программы развития мсп
- 36.Инфраструктура поддержки развития предпринимательства
- 37.Административные барьеры, регулирующие деятельность предпринимателей.
- 38. Этапы создания собственного дела
- 39. Предпринимательская идея, её обоснование
- 40. Пути создания собственного бизнеса
- 41. Процесс покупки готового бизнеса
- 42. Организация бизнеса путем аренды предприятия
- 43. Организация бизнеса путем приобретения франшизы
- 44. Регистрация предпринимательской деятельности
- 45. Средства индивидуализации бизнеса
- 46. Выбор целевых потребителей бизнеса
- 2. Оценка потенциала рынка:
- 3. Оценка возможностей освоения сегмента рынка:
- 47. Стратегия и тактика ценообразования б
- 48. Выбор сбытовой системы
- 49. Выбор коммуникационной политики б
- 50. Сущность и значение культуры предпринимательства
- 51. Особенности предпринимательской культуры за рубежом
- 52. Предпринимательская среда: понятие и структура
- 53. Социальная ответственность предпринимателя.
- 54. Бизнес-план предпринимателя.
- 55. Структура и содержание основных разделов бп.
- 56. Этапы разработки бп.
- 57. Преимущества и недостатки предприятий малого и среднего бизнеса.
- 58. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.