Заключение
Проведенные в рамках данной работы исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта в части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.
Финансы являются неотъемлемым элементом воспроизводства на всех уровнях хозяйствования, выполняют обеспечивающую, распределительную и контрольную функции и тесно связаны с кредитом и инвестициями.
Общей экономической категорией, объединяющей понятия финансы и кредит, является фондирование денежных средств (фондообразование).
Финансовая система России представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной только в общественном воспроизводстве. Она включает государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
2. Россия является и останется в обозримом будущем промышленной страной, а потому развитие промышленности определяет экономическое состояние регионов. В связи с этим при выработке региональной финансовой, кредитной и инвестиционной политики необходимо во главу угла ставить уровень промышленного развития конкретного региона.
Характерными траекториями динамики промышленности регионов являются:
слабый устойчивый спад (регионы, основу промышленности которых составляют экспортные отрасли либо отрасли, играющие важную роль для жизнеобеспечения государства);
умеренный спад с последующим ростом (монопродуктовые регионы, продукция которых пользуется спросом на внешнем рынке);
глубокий спад, стабилизация и умеренный рост (регионы, в которых имеются развитая диверсифицированная промышленность и развитое сельское хозяйство);
быстрый и устойчивый спад (промышленно развитые регионы с неразвитым сельским хозяйством).
3. Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями.
Экономика региона являясь подсистемой народного хозяйства – мезоуровнем, связывающем микроуровень и макроуровень, зависит в большой степени от природных факторов (наличия полезных ископаемых, благоприятных географических условий и др.) и состояния окружающей среды. Регионы как серединная сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной.
Основными аспектами регионального управления являются:
взаимоотношения региона и центра, взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);
обеспечение комплексного развития региона как единого хозяйства (собственное региональное управление).
4. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения региональных социально-экономических задач, и включают средства бюджета субъекта РФ, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ, другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. Финансы региона формируются на основе принципов самостоятельности, бюджетного федерализма, государственной финансовой поддержки, прозрачности, гласности и составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению региональных потребностей.
Финансовая политика региона основывается на концепции региональной экономической политики и реализует следующие цели:
обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма РФ;
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
5. Воздействие финансов на экономику региона осуществляется через финансовый механизм (систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов), включающий финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы и т. д.), финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, нормативно-правовое, методическое, информационное и программное).
Финансовый рынок региона (система торговли финансовыми инструментами) – сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью, включающая рынки – валютный, ценных бумаг, капиталов, золота.
6. Межбюджетные отношения в РФ осуществляются на базе бюджетного федерализма, основанного на следующих принципах:
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям;
нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
наличие социальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровными власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Существующая система межбюджетных отношений нуждается в реформировании, направленном на:
создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов;
выравнивание территориальных возможностей реализации минимальных уровней социальных гарантий, финансируемых из всех бюджетов;
повышение результативности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы.
Финансовую поддержку регионов предполагается осуществлять через четыре федеральных бюджетных фонда:
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации;
Фонд регионального развития;
Фонд развития региональных финансов;
Бюджет развития РФ.
При распределении финансовой помощи регионам должно учитываться: отношение формальной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по регионам – индекс бюджетных расходов.
7. Контрольная функция финансов – как федеральных, так и региональных – заключается в контроле рублем в процессе объективно существующих денежных отношений и реализуется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.
Финансовый контроль – прерогатива особых контролирующих органов, которые осуществляют общегосударственный, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль. Кроме того, финансовый контроль может быть общественный и независимый (аудиторский).
8. В процессе реализации региональной финансово-инвестиционной политики может возникнуть проблема учета рисков. В связи с этим целесообразно создать специальную систему управления рисками в регионе. В Республике Татарстан ведутся работы по созданию такой системы. В ее структуре предусматривается Комиссия по рискам, подразделение (управление или отдел) по анализу и контролю рисков и специалисты по оценке рисков. Предполагается, что система управления рисками будет учитывать кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск долгосрочного погашения, риск предварительных обязательств, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности и др.
9. В целях привлечения региональных банков к активному участию в инвестиционной деятельности необходимо модернизировать всю инвестиционную инфраструктуру региона.
В качестве одного из ее вариантов может быть предложена двухуровневая система, включающая с одной стороны администрацию региона (верхний уровень), а с другой – центр содействия инвестициям, центр информации, анализа и мониторинга, центр маркетинга и конъюнктуры, консалтинговые компании, кастодиальные банки, инвестиционные компании, страховые компании, консорциум региональных банков, инжиниринговую компанию, лизинговую компанию и аудиторскую компанию.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона