Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
В зарубежной практике принято подразделять учет на финансовый и управленческий. Четкой границы между этими частями нет. Однако можно выделить основные критерии деления информации на финансовую и управленческую.
Финансовый учет связан с результатами деятельности предприятия, и основными пользователями финансовой информации в форме финансовой отчетности являются внешние пользователи (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщик и клиенты, работники предприятия, профсоюзы, налоговые и законодательные органы, аудиторские фирмы, биржи, пресса и т.д.). Именно финансовый учет регулируется законодательно в той или иной степени, и для него разработана система требований и принципов.
Управленческий учет является элементом внутрифирменного управления и обобщает всю существующую финансово-хозяйственную информацию о предприятии. Эта информация доступна только внутренним пользователям – менеджерам предприятий. Можно отметить, что ключевым разделом управленческого учета является финансовый учет.
В России традиционно не существовало деления на финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой для анализа хозяйственной деятельности, для составления отчетности и принятия управленческих решений. Если попытаться провести сравнение отечественной системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а другую бухгалтерскую информацию – к финансовому.
Постановка и ведение финансового учета на Западе относится к компетенции самого предприятия. Советская же система бухгалтерского учета, служившая средством проверки выполнения государственных планов, традиционно была чересчур регламентирована. В российском новом Плане счетов и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности впервые предприятиям была предоставлена возможность использовать различные варианты учета (например, отнесения сч. 26 либо на сч. 20, либо на сч. 46). А первый учетный стандарт в России – Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, – вступивший в силу с 1 января 1995 г., уже более четко определяет, что учетная политика как совокупность способов ведения учета является внутренним делом каждого предприятия.
То есть, в настоящее время и на Западе, и в России общепринятые нормы и правила, регулирующие бухгалтерский учет и финансовую отчетность лишь определяют рамки, в пределах которых компании предоставляется определенная свобода выбора.
Необходимость же регулирования обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений разными группами пользователей. Для этой цели и разрабатываются в различных странах так называемые стандарты учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP), в Великобритании – Положение о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice – SSAP). Национальные правила, регулирующие ведение учета, существенно отличаются. Однако можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.
Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, которая включает:
Британо-американскую модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).
Континентальную модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.).
Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и т. д.).
Первую модель характеризуют: ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, обусловленная высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.
Вторая модель отличается наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизм учетной политики.
Основной особенностью третьей модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции.
Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет “общение” национальных предприятий на международном уровне и составление консолидированных балансов для корпораций с зарубежными филиалами. Это был особенно больной вопрос для российских предприятий, впервые получивших возможность выхода на международные рынки капиталов. В настоящее время на него существует несколько ответов.
Не делать ничего, если предприятие функционирует только на внутреннем рынке или если язык и валюта такой компании известны в мировом масштабе (например, компании США).
Подготовка “удобного перевода” (convenience translation) отчетности на язык пользователя без изменения валюты и принципов учета (такие отчеты часто предоставлялись финскими компаниями для ведения переговоров с российскими контрагентами).
Подготовка “удобного отчета” (convenience statement), когда отчетность не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход характерен для японских компаний).
Подготовка “частично пересчитанного отчета” (recite on a limited basis) с переводом, пересчетом валюты и частичным пересчетом отдельных элементов финансового отчета в соответствии с принципами учета страны пользователя. Эта информация дается как приложение к различным формам отчета. (Компания “Вольво” пользовалась этим способом).
Подготовка “дублирующего финансового отчета” (secondary financial statement). В этом случае делается перевод, пересчет валюты и перевод всех показателей отчетности в соответствии с учетными принципами пользователя. Это самый дорогой вариант, хотя и самый удобный для пользователя (такой подход характерен почти для всех предприятий с иностранными инвестициями на российском рынке, когда составляют две отчетности: одна – для российской налоговой инспекции в соответствии с действующим российским законодательством, вторая – для западного инвестора в соответствии с его принципами учета).
Подготовка финансового отчета в соответствии с международными стандартами учета. Международные стандарты бухгалтерского учета не являются обязательными, они носят рекомендательный характер, однако это наиболее удобное “средство общения” между предприятиями различных стран.
Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета (International Accounting Standard Committee), который был создан в 1973 г. соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран. В настоящее время он включает более 100 членов (организаций). К настоящему времени разработано более 30 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета. При их разработке делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что в силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать несколько методов амортизации основных средств), они постоянно дорабатываются и изменяются.
Именно поэтому, когда в России началась реформация системы бухгалтерского учета, в качестве основного примера брались международные стандарты.
Таким образом, в каждой стране действует своя национальная система учета. Однако можно выделить общие концептуальные основы или единые принципы, на которых строится финансовый учет и составляется финансовая отчетность и которые признаются на международном уровне.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона