logo
Проблемы функционирования финансовой системы региона - Богачев Е

Финансовое законодательство

Финансовое законодательство Германии регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. Оно является неотъемлемой частью конституции государства, обеспечивающей материальные основы его деятельности. Взаимосвязь между конституцией и финансовым законодательством особенно четко показывает взаимосвязь обоих порядков.

Конкретизированное в ст.ст. 30, 70–75 и 83–916 Основного закона разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами не имело бы реального содержания, если бы для решения государственных задач не предоставлялись соответствующие материальные средства.

Разделение средств, необходимых для решения государственных задач, между федерацией, землями и общинами, основывается на ст.ст. 104а – 107 Основного закона. Основные положения этих статей таковы:

1. В области распределения задач (ст. 104а Основного закона):

а) федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач, если Основной закон не предусматривает иного порядка;

б) если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью, несет федерация;

в) федеральные законы, предусматривающие денежные затраты и устанавливающие, что часть расходов (от четверти и более) приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;

г) для предотвращения нарушений общехозяйственного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь по наиболее крупным инвестиционным проектам земель и общин.

2. В области получения средств путем использования определенных источников доходов (ст. 105 Основного закона):

а) федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующих таможенные пошлины и финансовые монополии;

б) федерация имеет конкурирующее законодательство в области налогов, если их взимание является ее исключительным или частичным правом (ср. нижеследующий п. 3), если какой-то вопрос не может быть эффективно решен на основе законодательства отдельных земель, если решение какого-то вопроса на основе законодательства одной земли нанесло бы ущерб интересам других земель или всего сообщества в целом или если этого требуют интересы сохранения правового или экономического единства;

в) земли имеют право издания законов, предусматривающих взимание местных налогов;

г) федеральные законы о налогах, поступления от которых частично или полностью поступают в распоряжение земель, нуждаются в одобрении со стороны бундестага.

3. В области распределения налоговых поступлений (ст. 106 Основного закона):

а) федерации, землям и общинам выделяются различные налоги;

б) федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога (после вычета установленной федеральным законодательством доли, отчисляемой в пользу общин в размере 15%) и корпорационного налога федерация и земли получают половину. Доли федерации и земель в поступлениях от налога с оборота регулируются федеральным законом. Из доли земель в земельно-федеральных налогах определенная часть, устанавливаемая земельным законодательством, отчисляется общинам.

Обрисованное выше распределение средств в силу различной ситуации в землях в отношении структуры населения, рабочей силы и экономики в целом приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель и общин коллективными благами (например, детскими садами, разного рода школами, больницами, домами для престарелых, транспортными средствами, консультационными службами и т. д.). Эти различия не должны становиться слишком большими, чтобы не возникало чрезмерно больших расхождений в возможностях граждан в плане развития личности и жизненных шансов.

Каждый гражданин Германии должен вне зависимости от того, где он проживает, иметь примерно одинаковые возможности развития (например, возможности социализации в детском саду и в местах проведения свободного времени и т. д.) с примерно одинаковыми жизненными условиями, определяемыми, в частности, транспортной ситуацией, качеством окружающей среды и наличием рабочих мест. Цель, формулируемая как "сохранение единообразности жизненных условий", зафиксирована даже в ст. 72, абз. 2 Основного закона.

Если учитывать различное распределение средств, эта цель достижима только тогда, когда выровнены различия в финансовых возможностях отдельных земель и общин. Поэтому ст. 107, абз. 2 Основного закона предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать также финансовые возможности и финансовые потребности общин.