Деньги ищут сферы применения в регионах
Для реализации инвестиционного потенциала банков нужны соответствующие условия. В настоящее время же фактически отсутствуют какие-либо значительные льготы для банков по резервированию и налогообложению. К тому же у них существуют ограничения на владение и вложение средств в акции промышленных предприятий.
Не прошел для российских банков бесследно и 1993 г. Тогда оказалось достаточным участие даже узкой группы банков в приватизации, чтобы создалось впечатление о возможной скупке российскими банками российской же промышленности. Свое выражение это нашло в Программе приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1994 г., запрещавшей банкам любые операции с акциями приватизированных предприятий. В последующем активная работа ФКЦБ еще более грозила ограничить возможность банков работать с корпоративными ценными бумагами. Если говорить без обиняков, то этот маневр властей закончился тем, что российские банки пропустили вперед иностранные инвестиционные компании и теперь утратили многие шансы, чтобы сравняться с их возможностями.
Некоторая суетливость с уходом банков в регионы в последние полтора года связана с попыткой получить кредитные ресурсы иностранных инвесторов: в качестве комиссии; под пакеты ранее купленных корпоративных ценных бумаг; в обмен на услуги по сопровождению этих денег в рамках инвестиционных программ. Конкуренцию им здесь составляют структуры, которыми обросли региональные власти на первом этапе формирования институтов фондового рынка, где активную роль играли лишь некоторые банки, вовремя рассмотревшие здесь стратегическую перспективу.
Региональные власти, обхаживаемые всеми, у кого есть серьезные деньги, наблюдают это изменение в позиции банковского сообщества со смешанным чувством надежды и страха. Надежды получить столь необходимые финансовые ресурсы для оживления экономики и страха за то, что столичные штучки не допустят к разделу пирога. Можно понять опасения регионов в том, что они станут приманкой для денег, которые попадут в банки, но не достанутся регионам (предприятиям). Правда при этом не стоит забывать, что эти настроения больше соответствует ситуации с разделом шкуры неубитого медведя . Как бы ни было с ними невозможно не считаться в практической деятельности.
Некоторая заминка на старте возникла в банках от того, что казалось, что работа с предприятиями непременно связана с прямыми вложениями или кредитами, с резким падением ликвидности активов. Участие в приватизационных конкурсах последних лет показывало банкам, что покупая заводы по низким ценам, банкам не хватало денег для реконструкции, поскольку в отличие от вольной цены приватизации ее стоимость определялась рынком, который давал цифру на порядок, а то и на два превышающую цену покупки. Возникал единственный сюжет став формальным собственником, искать стратегического инвестора, которому такие траты по карману.
В этих новых обстоятельствах российские коммерческие банки открыли для себя две новые возможности заработков, не рискуя при этом замораживанием собственных капиталов в инвестиционных проектах. Во-первых, стало понятно, что целый ряд объектов не останется без крупного инвестора и время это не за горами. Но прежде, чем он придет и открыто заявит о себе, можно поиграть в лотерею с ростом котировок, чтобы угадать сколько в действительности этот инвестор принесет с собой денег. Во-вторых, банки, сумевшие в последние годы удержаться на плаву и сохранить при этом перспективную клиентуру, оказываются привлекательными посредниками для тех иностранных инвесторов, которые хотели бы через некоторое время открыто прийти на российский рынок, но уже сегодня готовых предоставлять дешевые кредиты под оборотные средства предприятий и даже для участия в продолжающихся приватизационных торгах.
Это стало стержневыми моментами в поведении банков со второй половины 1996 г. и остаются таковыми по сей день. Крупные московские банки при помощи сложившегося круга своих иностранных партнеров по-новому выстраивают всю цепочку: начиная с клиентов в регионах через свою филиальную сеть (или дочерние банки) и заканчивая собственным каналом привлечения финансовых средств с западных площадок.
Вторую группу банков представляют структуры, связанные с региональными администрациями, которые создали собственную систему заимствований на внешнем рынке. Естественно, что первая группа банков вступает в конкуренцию с регионами, власти которых более или менее успешно работают с предприятиями, развивая схемы муниципальных займов (займов субфедерального уровня), в том числе и в виде еврооблигаций. И конкуренция эта значима отнюдь не по самому формальному признаку кто заемщик. Для федерального устройства России это один из важнейших вопросов ее государственного суверенитета. Кроме того, кто независимые банки или региональная администрация выведет предприятия к устойчивому потоку финансовых ресурсов будет зависеть и целый комплекс исключительно важных вопросов существования единого экономического пространства России.
Третья группа – банковские структуры-одиночки, использующие другие способы работы с источниками заемных средств на Западе и своими агентами в регионах. Целая группа средних устойчивых банков поставила во главу угла своей политики курс на тесное сотрудничество с западными финансовыми компаниями, по существу принимая на себя роль их представителей в России. Эти банки получают кредитный рейтинг, техническую помощь на переподготовку персонала, они являются первоочередными получателями синдицированных кредитов.
Особняком стоит вопрос о конкуренции московских банков и регионов на фондовом рынке. Думается именно здесь сегодня развертывается основная борьба разных идеологий и поддерживающих их структур. Сделаем оговорку, что, конечно же, неверно жестко привязывать, скажем, позицию ММВБ и Московской фондовой биржи (МФБ) к той или иной идеологической схеме. Но доминирующее влияние различных подходов в их поведении все же прослеживается без большого труда.
Суть различия в подходах может быть сведена к роли посредников в процессе привлечения финансовых средств на предприятия. За то, чтобы быть посредниками между открытым рынком и предприятиями выступают как региональные власти, обзаведшиеся местными банковскими институтами, так и собственно банки, представляющие преимущественно структуры со штаб-квартирами в столице. Несколько условно можно определить позицию ММВБ как курс пробанковской партии, поддерживаемый Центробанком, и партии региональной в купе с небанковскими инвестиционными институтами, за которой стоит московское городское руководство и ФКЦБ. Ее можно отнести к проблемам фазы становления общенациональной рыночной инфраструктуры финансовых взаимоотношений. Между тем, как показывает опыт других стран, есть и более глобальная проблема роль банковского сообщества в регулировании финансовых потоков, конкуренцию которой создает система фондового рынка с ее небанковскими инвестиционными институтами (еще эту проблему называют проблемой выбора американской (фондовой) и немецкой (банковской) системой построения финансовой системы).
Но разделение банковского и фондового секторов финансового рынка в итоге выливается в то, что в дополнении к конфликту стратегий ММВБ и МФБ, запоздалый приход банков компенсируется распараллеливанием институтов фондового рынка.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона