logo
Проблемы функционирования финансовой системы региона - Богачев Е

Французская система банковского контроля

Во Франции в соответствии с Законом о деятельности и контроле кредитных учреждений от 24 января 1984 г. президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей или прибегнуть к поддержке других банков в целях сохранения порядка и репутации данного учреждения. Эта статья закона носит общей характер и дает контрольному органу определенную свободу действий. Использование прав, предоставляемых этой статьей закона, неоднократно позволяло избегать возникновения серьезных кризисных ситуаций в банковской системе. Причина успеха заключается в надзоре контрольных органов за "здоровьем" банков.

Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений Франции играют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Министерство осуществляет политическое руководство, центральный банк контроль за деятельностью кредитных учреждений. На практике оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.

Министерство экономики и финансов, будучи представителем правительства, осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Министр возглавляет Национальный совет по кредиту и Комитет по регламентации банковской деятельности. Управляющий Банком Франции является президентом Комитета кредитных учреждений и вице-президентом Национального совета по кредиту и Комитета по регламентации банковской деятельности.

Консультационную деятельность в банковской системе Франции выполняют два органа: Национальный совет по кредиту и Консультативный комитет клиентов. В первом представлены правительство, парламент, профсоюзы, эксперты и т.д. На заседаниях, проводимых четыре раза в году, члены Национального совета по кредиту рассматривают вопросы, связанные с кредитной политикой, состоянием денежного обращения и т. д. Помимо ежегодного доклада по рассматриваемым вопросам публикуются аналитические записки.

Консультативный комитет клиентов занят решением менее глобальных проблем, таких, например, как защита прав клиентов, взаимоотношения между кредитными учреждениями и клиентурой и т.д., ежегодные отчеты этого комитета также публикуются.

В банковскую систему Франции входят также органы, наделенные правом принятия решений. В первую очередь это Комитет по регламентации банковской деятельности. В соответствии с Законом о банковской деятельности (1984 г.) этот комитет "разрабатывает предписания общего характера, предназначенные для кредитных учреждений" (ст. 30). Иными словами, определяются правила и законы, обязательные к исполнению всеми кредитными подразделениями Франции и касающиеся юридических и финансово-экономических вопросов. Следует отметить, что законы, разработанные в комитете, в юридическом отношении важнее других документов, регулирующих финансово-кредитную деятельность банков (например, распоряжений Банковской комиссии).

В комитете в соответствии с законом – шесть членов. Для подготовки различных документов к его работе подключаются специалисты Банка Франции.

Решением более частных вопросов занимается Комитет кредитных учреждений.В его ведении – аттестация банков и выдача лицензий. Кредитное учреждение имеет право заниматься банковской или кредитной деятельностью, только пройдя аттестацию в Комитете кредитных учреждений. При подготовке рабочих материалов комитету помогают специалисты Банка Франции. Контроль за деятельностью кредитных учреждений осуществляет Банковская комиссия. В ее компетенцию входит административных и юридический надзор за этими учреждениями. Основными методами административного контроля являются проверка бухгалтерских счетов и отчетов, направляемых банком в Комиссию по итогам своей деятельности, а также ревизии на месте, проводимые по распоряжению инспекторами центрального банка. В среднем они проводятся каждые 4-5 лет и чаще (если деятельность банков внушает беспокойство).

Юридический надзор применят различные дисциплинарные санкции к тем кредитным учреждениям, которые нарушают законы, распоряжения или не учитывают сделанные ранее предупреждения. Система санкций включает: предостережение: выговор; запрет некоторых операций; временное запрещение дирекции выполнять свои функции: аннулирование лицензии банка.

Во Франции разработана и используется развитая система мер по управлению различными видами рисков, связанных с банковской деятельностью. Многие из них применяются всеми странами Общего рынка, некоторые характерны для французской банковской системы.

Наиболее распространен риск платежеспособности – классический вид банковского риска, возникающий в случае, если банк не может получить обратно ссуду в связи с неплатежеспособностью клиента.

Риск платежеспособности определяется как отношение сомнительных долговых обязательств к сумме собственного капитала банка. При этом используется коэффициент, в числителе которого – величина собственного капитала, в знаменателе – величина риска.

Во избежание двойного счета и разных неточностей при определении числителя из объема собственных капиталов вычитают величину капитала, вложенного банком в капиталы других банков и финансово-кредитных учреждений.

При расчете знаменателя объем выданного кредита умножается на коэффициент надежности получателя ссуды (рейтинг). Существуют разработанные на уровне стран – членов Общего рынка коэффициенты надежности, в соответствии с которыми кредит, выданный банку или другому финансово-кредитному учреждению (т.е. более надежному заемщику), умножается на 20%, а кредит, выданный предприятию, не занимающемуся финансовой деятельностью, – на 100% (т.е. менее надежному заемщику) в связи с тем, что кредитуя промышленное предприятие, банк рискует больше, чем при кредитовании кредитного учреждения.