Французская система банковского контроля
Во Франции в соответствии с Законом о деятельности и контроле кредитных учреждений от 24 января 1984 г. президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей или прибегнуть к поддержке других банков в целях сохранения порядка и репутации данного учреждения. Эта статья закона носит общей характер и дает контрольному органу определенную свободу действий. Использование прав, предоставляемых этой статьей закона, неоднократно позволяло избегать возникновения серьезных кризисных ситуаций в банковской системе. Причина успеха заключается в надзоре контрольных органов за "здоровьем" банков.
Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений Франции играют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Министерство осуществляет политическое руководство, центральный банк контроль за деятельностью кредитных учреждений. На практике оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.
Министерство экономики и финансов, будучи представителем правительства, осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Министр возглавляет Национальный совет по кредиту и Комитет по регламентации банковской деятельности. Управляющий Банком Франции является президентом Комитета кредитных учреждений и вице-президентом Национального совета по кредиту и Комитета по регламентации банковской деятельности.
Консультационную деятельность в банковской системе Франции выполняют два органа: Национальный совет по кредиту и Консультативный комитет клиентов. В первом представлены правительство, парламент, профсоюзы, эксперты и т.д. На заседаниях, проводимых четыре раза в году, члены Национального совета по кредиту рассматривают вопросы, связанные с кредитной политикой, состоянием денежного обращения и т. д. Помимо ежегодного доклада по рассматриваемым вопросам публикуются аналитические записки.
Консультативный комитет клиентов занят решением менее глобальных проблем, таких, например, как защита прав клиентов, взаимоотношения между кредитными учреждениями и клиентурой и т.д., ежегодные отчеты этого комитета также публикуются.
В банковскую систему Франции входят также органы, наделенные правом принятия решений. В первую очередь это Комитет по регламентации банковской деятельности. В соответствии с Законом о банковской деятельности (1984 г.) этот комитет "разрабатывает предписания общего характера, предназначенные для кредитных учреждений" (ст. 30). Иными словами, определяются правила и законы, обязательные к исполнению всеми кредитными подразделениями Франции и касающиеся юридических и финансово-экономических вопросов. Следует отметить, что законы, разработанные в комитете, в юридическом отношении важнее других документов, регулирующих финансово-кредитную деятельность банков (например, распоряжений Банковской комиссии).
В комитете в соответствии с законом – шесть членов. Для подготовки различных документов к его работе подключаются специалисты Банка Франции.
Решением более частных вопросов занимается Комитет кредитных учреждений.В его ведении – аттестация банков и выдача лицензий. Кредитное учреждение имеет право заниматься банковской или кредитной деятельностью, только пройдя аттестацию в Комитете кредитных учреждений. При подготовке рабочих материалов комитету помогают специалисты Банка Франции. Контроль за деятельностью кредитных учреждений осуществляет Банковская комиссия. В ее компетенцию входит административных и юридический надзор за этими учреждениями. Основными методами административного контроля являются проверка бухгалтерских счетов и отчетов, направляемых банком в Комиссию по итогам своей деятельности, а также ревизии на месте, проводимые по распоряжению инспекторами центрального банка. В среднем они проводятся каждые 4-5 лет и чаще (если деятельность банков внушает беспокойство).
Юридический надзор применят различные дисциплинарные санкции к тем кредитным учреждениям, которые нарушают законы, распоряжения или не учитывают сделанные ранее предупреждения. Система санкций включает: предостережение: выговор; запрет некоторых операций; временное запрещение дирекции выполнять свои функции: аннулирование лицензии банка.
Во Франции разработана и используется развитая система мер по управлению различными видами рисков, связанных с банковской деятельностью. Многие из них применяются всеми странами Общего рынка, некоторые характерны для французской банковской системы.
Наиболее распространен риск платежеспособности – классический вид банковского риска, возникающий в случае, если банк не может получить обратно ссуду в связи с неплатежеспособностью клиента.
Риск платежеспособности определяется как отношение сомнительных долговых обязательств к сумме собственного капитала банка. При этом используется коэффициент, в числителе которого – величина собственного капитала, в знаменателе – величина риска.
Во избежание двойного счета и разных неточностей при определении числителя из объема собственных капиталов вычитают величину капитала, вложенного банком в капиталы других банков и финансово-кредитных учреждений.
При расчете знаменателя объем выданного кредита умножается на коэффициент надежности получателя ссуды (рейтинг). Существуют разработанные на уровне стран – членов Общего рынка коэффициенты надежности, в соответствии с которыми кредит, выданный банку или другому финансово-кредитному учреждению (т.е. более надежному заемщику), умножается на 20%, а кредит, выданный предприятию, не занимающемуся финансовой деятельностью, – на 100% (т.е. менее надежному заемщику) в связи с тем, что кредитуя промышленное предприятие, банк рискует больше, чем при кредитовании кредитного учреждения.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона