Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
Самый важный для финансовой системы ФРГ закон – это закон о Немецком федеральном банке (1957 г.), а самое важное учреждение – Немецкий федеральный банк.
Согласно §14 закона федеральный банк имеет монополию на эмиссию банкнот: "Немецкий федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие данного закона... Они являются единственным неограниченным законным средством платежа". Это однако не означает, что лишь федеральный банк может выпускать или уничтожать деньги. В объем денежного обращения входят не только монеты и банкноты, но и так называемые наличные средства на счетах открытых в банках и сберкассах. С правовой точки зрения, вклады до востребования, т. е. вклады, которые владелец счета может затребовать немедленно или через короткий срок, не представляют собой денег, однако с экономической точки зрения, они обладают свойствами денег, потому что могут быть использованы для осуществления переводов и этими средствами можно распоряжаться с помощью векселей, чеков и кредитных карточек (безналичный расчет).
Признаком современных денежных и кредитных систем является то, что на основе этого безналичного расчета частная банковская система может выпускать или уничтожать деньги.
Каковы границы денежной и кредитной политики, которую может проводить сам федеральный банк? Они отражены в §3 и §12 закона о Федеральном банке. Исходя из §3 Немецкий федеральный банк регулирует "на основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему согласно данного закона, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает осуществление через банки платежей внутри страны и за границей". При этом согласно §12 он "обязан поддерживать общую экономическую политику федерального правительства при условии выполнения своей задачи", то есть он, в частности, поддерживает политику экономического роста и стабильности уровня цен, обеспечения полной занятости, борьбы с колебаниями конъюнктуры при сохранении цели обеспечения валют и с оговоркой, сделанной в §12, относительно того, что при осуществлении своих полномочий он "независим от указаний федерального правительства".
Автономия федерального банка и в особенности его независимость от правительства проявляются еще и в том, что законодатели установили размер кассовых кредитов, предоставляемых федерации, включая купленные казначейские векселя центрального эмиссионного банка, зафиксировав их в §20.1, №1.
В связи с существованием тесной взаимосвязи между всеми политико-экономическими мероприятиями федеральное правительство и федеральный банк вынуждены тесно сотрудничать и согласовывать свои экономико-политические намерения и мероприятия. Необходимость этого сотрудничества выражена в §13:
"(1) Немецкий федеральный банк должен консультировать федеральное правительство по вопросам, имеющим большое значение для валютной политики, и должен предоставлять ему информацию по его просьбе.
(2) Члены федерального правительства имеют право принимать участие в заседаниях совета центрального банка. Они не обладают правом голоса, но могут вносить предложения. По их требованию принятие решения должно откладываться на срок до двух недель.
(3) Федеральное правительство должно привлекать президента Немецкого федерального банка к работе по обсуждению вопросов, имеющих значение для валютной политики".
Перед лицом решений совета центрального банка федеральное правительство обладает лишь правом вето на принятие решения, которое по его требованию может быть перенесено на короткий срок.
Органом федерального банка, правомочным принимать решения, является совет центрального банка. Он определяет валютную и кредитную политику банка, в то время как директорат должен ее осуществлять.
Резюмируя сказанное, можно охарактеризовать федеральный банк как важнейшую политическую инстанцию, существующую в ФРГ наряду с парламентом и правительством, которая, если учитывать необходимость и неизбежность сотрудничества с федеральным правительством, обладает максимально возможной автономией. Он обладает монополией на эмиссию банкнот, обязан заботиться об обеспечении валюты и сотрудничать в достижении целей экономической политики в той мере, в какой на нее можно влиять или можно достигать этих целей путем проведения валютной, денежной и кредитной политики. Ему поручено заботиться о снабжении немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает влияние на рынки, важнейшие для развития экономики – денежный рынок и рынок ссудного капитала. Будучи банком банков, он оснащен экономико-политическим инструментарием, необходимым для решения стоящих перед ним задач.
Инструмент, зафиксированный в §15 Закона о федеральном банке, и состоящий в установлении и изменении ставки учетного процента (то есть процентной ставки, характеризующей производимое центральным банком удержание со стоимости векселей, представляемых кредитными институтами), позволяет сделать более дорогим получение краткосрочных кредитов через рефинансирование векселей кредитными инструментами (повышение учетной ставки) или сделать более дешевым (понижение учетной ставки). В принципе аналогично влияют изменения процентной ставки ломбардных кредитов, т. е. той процентной ставки, под которую федеральный банк предоставляет краткосрочные кредиты в обмен на депонирование ценных бумаг в качестве залога. Ставки учетного процента и процентные ставки ломбардных кредитов представляют собой так называемые основные процентные ставки, изменение которых сказывается на уровне процентов за кредиты, и с помощью которых федеральный банк может оказывать влияние на весь денежный рынок и рынок ссудного капитала, изменяя стоимость кредита.
Согласно §15 Закона о федеральном банке он может оказывать влияние на возможности рефинансирования и путем установления качественных принципов кредитования, т. е. определения требований, предъявляемых к бумагам, на основе которых производится рефинансирование. Далее он может влиять на возможности рефинансирования за счет того, что определяет и варьирует для отдельных кредитных институтов лимиты переучета векселей, т. е. те верхние пределы, до которых он согласен переучитывать векселя отдельных кредитных институтов.
В §16 Закона о федеральном банке дает ему возможность проводить денежную и кредитную политику через установление и изменение минимального уровня резервов. Федеральный банк может потребовать от кредитных институтов, чтобы они держали в федеральном банке без процентов определенную долю своих обязательств по вкладам клиентуры (вклады на расчетных счетах, сберегательные вклады, срочные вклады) в качестве так называемых минимальных резервов. При повышении уровня минимальных резервов возможности кредитных институтов в плане предоставления кредитов уменьшаются, при снижении уровня они повышаются.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона