logo search
Вопросы Гос 87д

76. Маржинальный анализ прибыли.

Маржи покрытия (валовая маржа, сумма покрытия, маржинальный доход) — это выручка минус переменные издержки. Она вклю­чает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величи­на, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и полу­чения прибыли от производственной деятельности.

Для факторного анализа изменения ее величины можно использовать следующие модели:

МПед = pi – bi

МПi = МЗGi (pi – bi)

МПобщ = ∑ VPПi * (pi – bi) = ∑ VPПобщ * Удi * (pi – bi)

МП – сумма маржи покрытия

P – цена единицы продукции

B – переменные затраты на единицу продукции

VPП – физический объем реализованной продукции

УДi – удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

Методика маржинального анализа прибыли в отличие от традиционной методики анализа прибыли позволяет полнее изучить взаи­мосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

В методике факторного анализа прибыли используют модель:

П=VPП (р-с), где

VPП – объем реализованной продукции

р – цена единицы продукции

с – полная себестоимость продукции.

Однако данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема про­изводства (реализации) себестоимость единицы продукции снижа­ется, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что боль­ше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли от реализации отдельных видов продукции и прогнозировании ее величины используют сле­дующую модель:

П=VPП (р-b) – A, где

B – переменные затраты на единицу

А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции

Поданной модели учитывается и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктовиго производства, когда кроме рассмотренных фак­торов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно исполь­зовать следующую модель:

П=∑[VPПобщ * Удi(pi – bi)] - A

По методике маржинального анализа прибыль более существенно зави­сит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше при­ходится постоянных затрат на единицу продукции.