80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
Любой процесс управления предприятием независимо от его объема, назначения и формы собственности представляет собой единство 4х функций управления:
Планирование
Принятие управленческих решений
Мотивация
Контроль
Планирование важная функция управления, на которой:
Определяются цели деятельности
Устанавливается необходимые средства для достижения целей
Определяются методы (пути) реализации этих целей
Выделяют два подхода к планированию:
Управленческий
Общеэкономический
Общеэкономическое понимание планирования вытекает из его сущности – умение предвидеть цели организации.
Планирование – процесс формирования образа будущего (близкого или далекого) и принятие решений для успешного функционирования организации.
План – система взаимосвязей, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.
Принципы планирования:
Файоль определил 4 основных принципа планирования «общие черты хорошей программы действия»:
Единства
Непрерывность
Гибкость
Точность
Позднее современный ученый экономист Акофф выделил еще один принцип планирования:
Участия
Принцип единства – планирование в организации имеет системный и комплексный характер. Это означает единство целей.
Принцип участия – находится в тесной связи с принципом единства, и означает, что работник предприятия независимо от занимаемой им должности и выполняемых им функций становится участником деятельности по планированию.
Принцип непрерывности – процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из:
Изменения внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребуется корректировка плана
Не всегда возможно предусмотреть изменения во внутренней среде.
Система планов предприятия:
Результатом процесса планирования является система планов предприятия, поскольку план – документ, то на каждом этапе планирования составляется документ, соответствующий поставленным целям, в связи с этим в практике планирования различают:
Проекты
Стратегические планы
Долгосрочные планы
Среднесрочные планы
Годовые планы
Оперативные планы
Прогноз- предположение о возможном состоянии объекта в будущем.
В связи с этим на стадии прогнозирования может решаться вопрос об изменении миссии предприятия. На этом этапе составляется научно-технические и экономические прогнозы на основе опросов специалистов и научных разработок в области развития техники и технологии.
На стадии прогнозирования составляются проекты, которые в общепринятом понимании не входят в систему планов, но являются основой для стратегического планирования.
Стратегические планы определяются политикой предприятия, вытекающей из результатов стратегического анализа.
Стратегия фирмы – совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Выявление главных целей устанавливается в результате изучения внешнего окружения и возможностей производственного потенциала предприятия.
На этапе стратегического планирования уточняется правильность товарной стратегии, устанавливается ее возможные альтернативы, соответствие производственных мощностей рыночным потребностям, необходимые инвестиции.
На этом этапе обосновываются наиболее оптимальная программа развития.
На основе выбора стратегии развития предприятие составляет конкретные планы (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные). Совокупность этих планов реализует стратегию развития предприятия и называется тактическим планированием.
До настоящего времени в экономической литературе понятие долгосрочное планирование и стратегическое планирование рассматривались как идентичные.
Долгосрочные планы имеют целью установление количественного характера на долгосрочную перспективу. Они носят характер документов и основываются как правило на экстраполятивном подходе, т.е. за точку отсчета принимается база.
Долгосрочные планы устанавливаются на основе трех методов:
Метод экстраполяции тренда, т.е. перенос будущих сложившихся тенденций развития предприятия (он целесообразен только в условиях детерминированной системы. Используется как правило на короткие промежутки, до 10 лет)
Метод экспертных оценок предполагает получение необходимых данных на основе опроса специалистов, научных и практических работников, имеющих опыт в исследовании конкретных вопросов.
Эконометрическое моделирование основано на построении математической модели, отражающей влияние отдельных факторов на прогнозируемые показатели.
Система планов предприятия:
По времени действия:
Долгосрочные
Среднесрочные
Краткосрочные
Оперативные
По целевому назначению:
Стратегические
Тактические
По функциональному назначению:
Планы по производству
Планы по труду
Планы по себестоимости и т.д.
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.