Последовательность оформления бизнес-плана
Титульный лист.
Оглавление.
Резюме.
Досье компании.
Продукты и услуги.
Производственная деятельность.
Анализ отрасли.
Объем продаж.
План маркетинга.
Финансовый план.
План на будущее.
Титульный лист бизнес-плана
Большое значение имеет титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет сам проект.
На титульном листе должны присутствовать:
наименование предприятия;
срок, на который бизнес-план составлен;
ФИО и должность составителя;
координаты и контактные данные компании;
дата, когда бизнес-план составлен.
Оглавление бизнес-плана
Для удобства чтения необходимо разбить бизнес-план на основные разделы. Подробное описание с указанием страниц существенно облегчит изучение.
Оглавление должно иметь примерно такую структуру:
Наименование предприятия.
Краткое описание бизнес-плана.
Характеристика компании (в какой сфере и чем именно компания занимается).
Описание продукта или услуги, которыми занимается данная организация.
Перечень оборудования и помещений, необходимых компании для работы.
Анализ рынка аналогичных товаров.
Что продает компания, и как она это делает.
Как продукт компании продвигается на рынок.
Финансовые показатели работы компании, включая прошлые, настоящие и планируемые в будущем.
Какие цели и задачи компания ставит на будущее.
Резюме
Этот раздел пишется для того, чтобы кратко охарактеризовать бизнес-план, заинтересовать читающего и ознакомить с основными положениями плана, его целями и задачами. Описать, для каких целей необходимы вложения капитала, на каких условиях организация готова сотрудничать, и на какую прибыль может рассчитывать потенциальный инвестор. Составляется резюме после написания бизнес-плана и представляет собой его краткое изложение.
Досье компании
Этот раздел содержит всю необходимую информацию о компании: название, адреса, телефоны, имеющиеся лицензии и документы, подтверждающие право компании заниматься этим бизнесом. Полный список всех участников общества с указанием долей. И описание того, каковы цели компании и ее задачи на будущее.
Краткая история компании
Если компания уже зарекомендовала себя на рынке, хорошо описать в этом разделе ее основные достижения и плюсы, выгодно отличающие ее от конкурентов. Если компания новая, то привести краткую биографию ее руководителей. Какой опыт в соответствующей сфере они имели до того, как приняли руководство этим бизнесом и чего до этого достигли.
Положение компании на данный момент
В этом разделе требуется осветить следующие вопросы:
прибыльна ли компания или убыточна;
как развивался бизнес в последнее время, как реализовывался товар и насколько компания прибыльна;
происходили ли в последнее время существенные перемены на рынке аналогичных товаров и услуг;
имеются ли еще какие-то важные изменения.
Информация в этом разделе может быть указана кратко, с последующим разъяснением в других разделах плана.
Руководство компании
Здесь указывается стаж работы руководителей в аналогичных сферах и их достижения. Так же освещаются обязанности и компетентность каждого.
Организационная схема
Описывает четкую иерархию в организации и показывает Вашу серьезность, ответственность и продуманность всех деталей будущего бизнеса. Так же схема поможет легко разобраться в структуре компании всем ее работникам.
Продукты и услуги
Вопросы по продуктам и услугам
Подробно опишите, что именно представляет собой Ваш товар, для чего он. Предоставьте его полную характеристику и особенности, чем он отличается от аналогичных продуктов и чем нов для этого рынка, как клиенты относятся к Вашему продукту и какие преимущества имеют от него, в сравнении с аналогичными товарами. Укажите, как Ваша компания завоевывает клиентов и что делает для того, чтобы их удержать. Насколько Ваш товар конкурентоспособен, и в какой мере удовлетворяет потребностям потребителей. Все эти утверждения следует подкрепить подтверждающей документацией и результатами проведенной аналитической работой и проверкой. Это могут быть маркетинговые исследования, отчеты продавцов, жалобы и предложения клиентов.
Производственная деятельность
Этот раздел включает полный перечень всех необходимых для работы предприятия ресурсов. Начиная от описания необходимых компании помещений и заканчивая персоналом.
Здания
Необходимо описать все используемые компанией помещения, будь то офисы или производственные склады. Указать – находятся они в собственности или компания их арендует, что размещается в этих помещениях, насколько мобильны оборудование и мебель в помещениях, удовлетворяют ли помещения будущим потребностям компании.
Оборудование
Здесь дается полная характеристика всего оборудования, как имеющегося в наличие, так и требуемого компании в соответствии с целями и задачами бизнес-плана. Приложением к плану хорошо бы добавить таблицы по зданиям и оборудованию.
Сырье и вспомогательные материалы
Для грамотного представления бизнес-плана, нужно хорошо знать какое сырье и вспомогательные материалы могут потребоваться дл успешной работы компании. И эти потребности должны быть четко скоординированы с заявленным, для работы компании, оборудованием. Укажите, у кого и на каких условиях Вы планируете приобретать сырье, как будет производиться его доставка, соответствие поставок производственному циклу. Чем продуманнее и детальней будет Ваше описание, тем надежнее будет выглядеть Ваш план. Так же стоит прописать все возможные нюансы с персоналом компании. В общем, в этом разделе составляется полное описание всех производственных ресурсов компании.
Анализ отрасли
В характеристике сферы деятельности компании выделяется 4 подраздела:
анализ имеющегося рынка;
тенденции развития;
возможные проблемы в этой сфере (правовые и политические);
анализ имеющихся конкурентов.
Краткая характеристика позволяет лучше вникнуть в план и понять сферу деятельности компании. Подробнее эти подразделы освещаются в дальнейшем, в разделах «Объем продаж» и «Маркетинг».
Рынок
Охарактеризуйте рынок товаров и услуг, в котором Вы работаете. Имеющихся конкурентов, общие объемы продаж, долю Вашей компании сейчас и потенциально, планируется ли рост рынка и какой. Насколько этот рынок стабилен.
Тенденции
Здесь стоит указать перспективы технологического роста в этой сфере и то, какого типа ведения дел придерживается Ваша компания.
Политические и правовые проблемы
Существуют ли какого-либо рода проблемы в Вашей сфере бизнеса, которые могут влиять на рост и процветание компании.
Конкуренция
Необходимо тщательно изучить и проанализировать всех имеющихся на этом рынке конкурентов. Указать, что это за компании, каков их размер и потенциал. Какая доля рынка им принадлежит, и какими преимуществами они обладают.
Объем продаж
Является одним из самых важных разделов плана. Именно на основе прогноза объемов продаж строятся все финансовые расчеты и прогнозы, без которых не может существовать бизнес-план.
Текущий объем продаж
Характеризует подробное описание объемов продаж на данном этапе и, если есть данные, то и за прошедший период.
Планируемые показатели
Основываются на текущем объеме продаж и представляют собой прогноз объемов, которых планируется достичь по целям и задачам бизнес-плана.
Цены
Должны включать расценки Вашей компании и компаний конкурентов.
Организация сбыта
Опишите все методы, которые Ваша компания использует дл организации продаж. Каковы продажи по региону, сколько у Вас продавцов и других сотрудников, кто отвечает за организацию продаж, как отслеживается проданный товар.
Будущий объем продаж
Представляет собой список планируемого объема продаж на ближайшие годы. Это очень важный раздел, так как именно он говорит о жизнеспособности Вашей компании.
Маркетинг
Это анализ и определение потенциального клиента компании. Какими потребностями и желаниями он обладает, и как их может удовлетворить Ваша компания.
Анализ клиента
Основными критериями выбора потребителем именно Вашего продукта могут являться:
цена товара;
его качество;
способ сбыта;
вопрос доставки;
ассортимент товаров;
профессионализм сотрудников компании;
общий стиль компании.
Анализ должен включать исследования и опрос непосредственных потребителей.
Продвижение
Грамотное продвижение товара имеет большое значение в борьбе за долю рынка. В этом разделе подробно опишите все планируемые рекламные шаги.
Реклама
Хорошо составить полный перечень всех способов донесения информации о продукте до потребителя. Предполагаемых рекламных акций и иных видов рекламы. С указанием приблизительных затрат на каждый рекламный ход.
Финансовый план
Детальность этого раздела зависит от отрасли, в которой работает Ваша компания и требований предполагаемых инвесторов. С помощью финансового плана определяется количество необходимых вложений, и доля возможной прибыли, как для Вас, так и для людей, которые вложат деньги в Ваш проект. Здесь собирается воедино финансовая информация всех разделов плана. Консультации по оформлению финансового плана можно получить в центрах поддержки предпринимательства.
Отчет о результатах производственной деятельности
Этот раздел еще называется отчетом о прибылях и убытках. Составляется этот отчет на основе плана объема продаж и показывает, какой доход можно ожидать в будущем. Здесь рассчитывается ожидаемая себестоимость товара, с учетом непосредственно затраченного на товар труда и производственных материалов. Административные расходы включают зарплату сотрудникам, аренду и другие административные траты. Прибыль вычисляется путем вычитания общих и административных расходов из вырученной суммы.
Балансовый отчет
Представляет собой таблицу, в которой показаны прогнозируемые активы и пассивы компании. Стоимость активов включает денежные средства, дебиторскую задолженность, запасы продукции и материалов, имеющееся оборудование и транспорт, недвижимое имущество компании и так далее. Пассивы включают кредиторскую задолженность компании, расходы на зарплату и налоговые вычеты, различные векселя и тому подобное. Стоимостью имущества компании, за вычетом обязательств (так называемый собственный, акционерный капитал), будет разница сумм актива и пассива компании.
Прогноз потока денежных средств
Чтобы определить приток и отток денежных средств необходимо понимать значение денежных средств для компании, особенно небольшой. Если у организации кончились деньги – она не выживет в бизнесе, даже имея перспективные продажи в будущем. Затраты компании делятся на постоянные – неизменные в течении длительных периодов работы компании (арендная и заработная плата), и переменные – те, которые можно варьировать в зависимости от имеющихся у компании свободных средств (реклама, канцелярия).
Планирование на будущее
Большое значение имеет долгосрочное планирование деятельности компании. Этот раздел помогает развивать и расширять бизнес в дальнейшем. Укажите цели компании на ближайшие 5 лет – какой Вы ее видите через это время.
Чем точнее сформулированы цели, тем проще определить какие потребности существуют у компании для их достижения. Выявить проблемы, существующие внутри организации. Предусмотреть проблемы, которые могут у компании возникнуть в дальнейшем.
Четкая формулировка целей компании поможет убедить потенциальных инвесторов в надежности и прибыльности Вашей компании и оценить Ваш бизнес-план по достоинству.
Анализ обстановки
Это упражнение учит определять основные факторы окружающей среды, способные повлиять на Ваш бизнес, и заранее предусматривая все возможные помехи, избегать связанных с ними проблем для компании.
Как провести анализ окружающей среды
Упражнение можно проводить в коллективе и индивидуально.
На приведенные ниже вопросы нужно дать как можно более полный ответ, максимально быстро и не задумываясь.
Как текущая политическая обстановка может повлиять на Ваш бизнес и какие перемены возможны в ближайшем будущем?
Как можно охарактеризовать состояние современной экономики, какие изменения в ней происходят?
На что следует обратить внимание в социальном плане?
Планируются ли какие-либо перестановки в административном аппарате и готовятся ли законы и реформы, имеющие значение для Вашего бизнеса?
Как может повлиять на Ваш бизнес технологический прогресс?
Положительные или отрицательные тенденции намечаются в сфере Вашего бизнеса?
Полученную информацию можно смело использовать в анализе факторов, могущих повлиять на ваш бизнес, предупреждать возможные негативные последствия и предугадывать плюсы.
Стоит составить перечень главных факторов, могущих повлиять на Ваш бизнес, и всегда иметь на виду.
Анализ ССВУ
Представляет собой критическую оценку происходящего внутри и вокруг компании. Как работа Вашей компании может повлиять на успешность Вашего бизнеса. Это своеобразный анализ положения дел в компании.
Возможными сильными сторонами может быть:
высокомотивированный персонал;
удачная программа поощрения работников;
хорошие партнеры;
крупные заказчики;
современное, качественное оборудование.
К слабым же сторонам может относиться:
недостаточно быстрый товарооборот;
необоснованно большие отходы на производстве;
недостаточная квалификация персонала;
отсутствие четко регламентированных обязанностей каждого сотрудника.
Эти два вопроса представляют интерес, для внутреннего анализа компании.
Внешних же условий для компании касаются возможности и угрозы.
Цели и задачи БП
бизнес план является инструментом, который применим во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования, указывает конкретные цели и пути их достижения. Собственно, бизнес-план это своего рода научно-исследовательская, аналитическая и проектная работа, которая призвана вывести бизнес к вершине успеха. Это документ постоянный, который каждый год претерпевает легкие изменения, связанные с новыми веяниями и задачами, поставленные перед фирмой.
Бизнес-план помогает в решении стратегических и тактических задач:
оценка организации управления и наличие финансовой базы в данный отрезок времени;
поиск новых путей развития предприятия, с учетом сильных сторон и слабых;
выяснение, требуется ли привлечение инвесторов для роста прибыли.
84. Собственность. Формы собственности. Собственность на орудия производства.
Собственность — отношение между людьми и предметами. Предмету приписывается принадлежность какому-либо человеку, что даёт этому человеку право распоряжаться предметом, одновременно запрещая другим людям пользоваться предметом без разрешения владельца.
Собственность — система экономических отношений между людьми по поводу присвоения объектов собственности, то есть каких-либо благ или услуг.
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.