Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
Чистая монополия (от греч. "моно" — один,"полио" — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.
Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль.
Виды барьеров:
Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя.
Иключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья.
Одной из основных причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии на масштабе производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль.
Если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и получать прибыли путём расширения производства, чтобы удовлетворить рыночный спрос, то в конечном счёте как основной поставщик утвердится одна фирма. Таким образом, преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами.
Естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий согласно закону РФ «О естественных монополиях» (ФЗ от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» ( с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г.) относятся:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса. Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.
В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, является нисходящей. Это означает:
1. Цена превышает предельный доход, т. е. чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене.
2. Монополист диктует цену и объем производства, т. е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства.
3. Максимизация прибыли, т. е. стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек.
Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде.
В краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия – выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию.
Подход «общий доход – общие издержки».
Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным.
Предприятие максимизирует прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих издержек (TC) и возможно получение прибыли.
Максимальная прибыль – наибольшая разница между общим доходом и общими издержками
Подход «предельный доход – предельные издержки».
В соответствии с этим подходом оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам.
Максимизация прибыли возможна в том случае, когда существуют такие сочетания объемов производства и цены, при которых цена продукта (Р) больше средних общих издержек (ATC).
Максимизация прибыли фирмой-монополистом в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, и предприятие в любой момент может прекратить производство, не неся при этом убытки.
Монополист максимизирует прибыль в том случае, когда и в долгосрочном периоде барьеры для вступления в отрасль других предприятий остаются непреодолимыми и отсутствует угроза появления конкурентов.
Возможны два подхода к определению поведения предприятия:
1) «долгосрочный общий доход – долгосрочные общие издержки»;
2) «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки».
Согласно первому подходу необходимо сопоставить долгосрочные общие издержки (LTC) и долгосрочный общий доход (LTR) при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.
В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход (LMR) равен долгосрочным предельным издержкам (LMC).
Государственное регулирование чистой монополии.
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Система правового регулирования конкурентных отношений в РФ может быть представлена следующими нормативными актами.
1. Конституция РФ.
Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в редакции от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав.
3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в редакции от 02.02.2006 N 19-ФЗ.
Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в редакции от 25.12.2008 N 281-ФЗ.
Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.
Реформирование монополий.
1. Одна из главных претензий к нынешним естественным монополиям – их финансовая непрозрачность. При этом предполагается, что именно эти непрозрачные структуры в процессе реформирования будут дробиться, приватизироваться, продаваться или служить материальной базой для вновь создаваемых структур.
2.Разделение сектора, в рамках которого будет сохраняться государственная монополия, и секторов, в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на начальном этапе реформ уполномоченным специальным правительственным органом при жестком парламентском контроле. Приватизация активов в этих секторах также должна проводиться на конкурсной основе независимой государственной структурой на базе специальных законов, принимаемых парламентом.
3. Выделение из нынешних суперкомпаний-монополий частей и структур, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, производство электроэнергии и т.д.), должно обязательно сопровождаться изменением правил игры, прежде всего, правил вхождения на соответствующие рынки, с тем чтобы исключить возможность замены государственной монополии монополией частной.
4. Все структуры, содержащие признаки естественной монополии, должны управляться назначаемыми государством менеджерами, несущими персональную уголовную ответственность за злоупотребление своим положением. Любая хозяйственная деятельность с использованием основных средств таких структур должна осуществляться только с разрешения и под контролем надзорных органов.
5. Минимальные гарантии для потребителей в части обеспечения их жизненно важными услугами и гарантии оплаты этого минимума производящим компаниям должны быть предоставлены федеральным правительством на основе специального закона, который должен быть принят Федеральным Собранием.
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.