5. Сфера услуг в современном обществе.
В современных условиях роль сферы услуг проявляется в том, что она:
· выступает важным сектором национального и мирового хозяйства;
· играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
· оказывает все возрастающее влияние на функционирование и развитие материального производства;
· способствует увеличению свободного времени;
· создает возможности для более полного удовлетворения и разбития потребностей людей и общества;
· выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
· обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.
В целом сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики.
Что касается состояния сферы услуг в России, то оно определяйся многими факторами, которые характеризуются как разнообразием, так и своей «историчностью». В настоящее время наблюдается наслоение обстоятельств, которые были определены спецификой командной экономики, на явления, порожденные трансформационными процессами, свойственными современной России.
Прежде всего выясним, как изменилось экономическое состояние нашей страны, поскольку экономический потенциал влияет на масштабы и структуру сферы услуг. Используем показатель ВВП. Более половины всей стоимости мирового ВВП создается в трех развитых странах: США, Японии и Германии, причем США дает около 1/3 мирового объема производства. В 70—80 годах XX в. СССР по объему ВВП уступал лишь США, производя 30% (40% в отдельные годы) от американского уровня. Однако структура общественного производства СССР не соответствовала рангу развитой страны. Доминировали военное производство и отрасли, связанные с ним. В целом господствовали приоритет материального производства и пренебрежение к сфере услуг с ее «ненавязчивым» сервисом.
Сфера услуг отличалась крайне низким уровнем развития и узким спектром. Главные причины этого — тотальное господство государственной собственности и финансирование сферы услуг по остаточному принципу, т.е. после удовлетворения запросов обороны и базовых отраслей промышленности.
Монополизм государственной собственности, централизованное директивное управление лишали главных условий успешного развития сферы услуг — гибкости и ориентации на удовлетворение разнообразных потребностей людей, хозяйствующих субъектов (предприятий). В основном преобладали такие государственные .услуги, как: «бесплатное» образование, здравоохранение, спортивные услуги. Альтернативы не было, поэтому не было выбора. В то же время по отдельным характеристикам некоторые услуги отличались достаточно высоким уровнем и массовостью.
Сложилась неоправданно низкая доля услуг в потребительских бюджетах населения, что приводило к деформации платежеспособного спроса в пользу материально-вещественной продукции весьма ограниченного ассортимента и довольно низкого качества. Стандарты качества в сфере быта, отдыха и досуга были крайне низкими, что сказывалось и на развитии самого материального производства. Материально-техническая база предприятий сферы услуг отличалась примитивным уровнем (отечественная промышленность практически не была ориентирована на производство необходимого оборудования), использовалась низко квалифицированная рабочая сила, так как оплата труда в сфере услуг была самой низкой и более квалифицированные работники уходили в другие отрасли или в теневые виды деятельности.
В централизованном порядке принимались различного рода решения относительно развития сферы услуг, что приводило к определенным результатам, но все это осуществлялось по стандартам командной экономики, поэтому отставание от развитых стран нарастало. Особенно это касалось современных видов услуг: информационных, страховых, коммуникационных, транспортных, коммунальных. В целом в СССР для сферы услуг был характерен диктат производителя со всеми свойственными ему негативными чертами и последствиями. Становилось очевидным, что принципиальное решение проблемы развития сферы и рынка услуг в соответствии с современными стандартами в рамках командной экономики директивными методами невозможно.
В современной отечественной литературе приводятся следующие причины неразвитости сектора услуг в СССР:
· отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг;
· медленная реакция государственных производителей услуг на изменения в потребительском спросе;
· низкий уровень конкуренции между производителями услуг;
· государственный монополизм во многих областях сервиса, в том числе в таких важнейших видах, как банковское дело, страхование, внешняя торговля;
· ограничительные барьеры на предоставление ряда услуг, например по торговле недвижимостью.
Переход России к формированию рыночного хозяйства породил очень много сложностей в связи с длительным трансформационным кризисом, который носил системный характер. Рассмотрим некоторые из них.
1. Достаточно высокий уровень развития сферы услуг — это атрибут богатого общества. В России и до 90-х годов XX в. уровень дохода был невысок, но с 1990 г. стала прослеживаться устойчивая тенденция снижения результатов общественного производства и уменьшения доходов населения. ВВП России, исчисленный по системе национальных счетов, за период с 1990 по 1996 г. снизился более чем в 2 раза. По размеру ВВП (с пересчетом по валютному курсу) Россия в 1993 г. занимала 45 место в мире. В стоимостном выражении объем ее ВВП был почти в 40 раз меньше американского; в 1996 г. он составил 1,8% общемирового ВВП.
Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождает снижением ВВП на душу населения. По этому показателю Россия находится в шестой десятке стран мира, в то время как в 1990—1991 гг. она входила в число 30 наиболее развитых стран. Нас опередили даже кие страны, как: Колумбия, Таиланд, Чили, Малайзия.
Если сравнивать величину расходов на конечное потребление на душу населения, то она почти в 40 раз ниже, чем в развитых странах. А это прямо сказывается на развитии сферы услуг, поскольку спрос на услуги характеризуется высокой степенью эластичности по доходу.
На сферу услуг в ВВП России приходится немногим более половины, тогда как в США эта доля составляет 78%, в Гонконге — 86%, в Канаде и Нидерландах — 74%, во Франции — 71%.
2. Низок уровень производительности труда в сфере услуг, что во многом обусловлено низкой квалификацией рабочей силы (до недавнего времени специалистов для работы в сфере услуг практически не готовили в вузах), а также из-за плохой технической оснащенности. В развитых странах расходы на машины и оборудование в сфере услуг увеличиваются быстрее, чем на здания и сооружения; их доля растет быстрее, чем в сфере материального производства. Промышленно развитые страны особенно активно занялись сферой услуг, восстанавливающей работоспособность человека, создали мощную индустрию. В России же сфера услуг вступила в этап индустриализации значительно позже, чем материальное производство. Уровень отечественной техники такого назначения сильно отстает от международного уровня, а многие виды оборудования, машин для различных отраслей сферы услуг отечественная промышленность вообще не производила.
3. Отсутствовала реальная государственная поддержка развития мелкого и среднего бизнеса, а это прямо сказывалось на состоянии сферы услуг.
4. Низкий уровень законодательной базы обусловил рост теневого оборота в сфере услуг.
5. Произошел развал сферы услуг в сельской местности и в малых городах.
6. Цены на услуги нередко не соответствовали их качеству (что наблюдается и сейчас).
Необходимо отметить, что в России до сих пор недостаточно развита структура личных потребностей, даже когда есть деньги, многие не могут содержательно проводить свое свободное время.
Однако следует подчеркнуть неоднозначность протекающих в России процессов, в том числе в сфере услуг, и отметить, что наряду с отрицательными стали формироваться положительные тенденции, а именно:
а) впервые пришло реальное осознание значения сферы услуг, ее важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства',
б) ликвидирован монополизм государственной собственности. В сфере услуг стали бурно развиваться отношения частной собственности путем создания новых предприятий, а также благодаря проведению так называемой малой приватизации. К настоящему времени в России сформировалась, в том числе в сфере услуг, структура собственности, свойственная странам с развитой рыночной экономикой. В услуговых видах деятельности ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе более гибкие, ближе к потребителям, могут более полно учитывать их запросы;
в) появился современный спектр услуг — юридические, информационные, консультационные, рекламные, страховые, автосервис и др.;
г) по многим видам платных услуг сформирована конкурентная среда — у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе платных.
В целом состояние сферы услуг в России сейчас может характеризоваться как весьма противоречивое. Так, доля услуг в ВВП за 1990 - 2000 гг. увеличилась с 32,6 до 52%. С одной стороны, это реакция на искусственное торможение развития сферы услуг в прошлом, с другой стороны, «ответ» на запросы укрепляющего свои позиции частного сектора, требующего все новых видов обслуживания. Тем не менее уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от ведущих стран, хотя и происходит постепенное усиление положительных тенденций.
Ресурсный потенциал для поступательного развития практически всех видов услуговой деятельности, а значит, и сферы услуг в целом, в нашей стране есть. Главная задача — эффективная реализация и преумножение этого потенциала.
Значение того или иного вида ресурсов может быть неодинаковым и зависит от конкретной отрасли сферы услуг.
Употребляя термин «сфера услуг», который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так и публицистических), авторы вкладывают в него разный смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что феномен сферы услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал играть свою роль сравнительно недавно. Поэтому экономисты-теоретики занялись тщательным исследованием сферы услуг только во второй половине XX в. В западных странах это произошло в 60—70-е годы XX в., у нас формально тоже в этот период, хотя и с позиций командной экономики, но реальный, жизненный, практический (научно-практический) интерес стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие XX в., когда пришло осознание важности и сложности этой сферы общественного производства. Исследования осуществляются как на глубинном уровне, так и в прикладном плане, причем пока более продвинутым является прикладное направление (особенно в рамках маркетинга), а наименее разработанным — направление экономической теории.
Становление сервисной экономики чрезвычайно актуализировало интерес к сфере услуг, но при этом, естественно, выявилось отсутствие терминологической четкости и содержательной определенности.
В научных публикациях можно встретить ряд понятий, употребляемых наряду с понятием «сфера услуг»: «непроизводственная сфера», «нематериальное производство», «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «сфера обслуживания», «инфраструктурная сфера», «духовное производство» и т.д. При этом весьма редко делаются попытки объяснить, как соотносятся эти понятия, ограничиваясь схематичными, иллюстративными примерами.
Услуговые виды деятельности пронизывают практически все отрасли экономики, поэтому весьма проблематично достаточно точно очертить границы сферы услуг. Скорее это действительно «область распространения» услуговой деятельности, которая (область); в одних отраслях экономики является основной, а в других, при обязательном присутствии, занимает меньший «ареал», как, например, в добывающей и обрабатывающей промышленности. Таким образом, важнейшими чертами сферы услуг являются ее неоднородность, подвижность «границ». Очень остро проблема установления «границ» сферы услуг стоит перед статистической наукой и практикой, поскольку неоднозначность трактовки данного явления прямо проявляется при отражении структуры национальной и мировой экономики, определении рейтинга конкретной страны по результатам экономического развития, качества ее экономического роста и качества жизни населения, согласованности и интеграции статистических данных всей совокупности видов экономической деятельности, разноуровневых хозяйственных процессов, в том числе отдельных секторов экономики и регионов.
В настоящее время в литературе весьма редко встречаются определения сферы услуг. В западной литературе вообще, как правило, избегают каких-либо дефиниций применительно к сфере услуг, сосредоточиваясь в основном на термине «услуга».
«Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами».
«Сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг».
«Сфера услуг — система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств.. Различают сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение)».
«Сфера обслуживания — совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг».
«Под сферой услуг понимается комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного производства».
В одной из своих работ известный американский экономист С. Кузнец правомерно отмечал, что «несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятия основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу». До сих пор даже в научной литературе нет единодушия по поводу того, какие области хозяйственной деятельности следует относить к услугам. Требуют более глубокого исследования такие феномены, как сфера услуг и услуга.
Все приведенные определения сферы услуг в основном близки друг другу и подводят к мысли, что более глубокое понимание феномена «сфера услуг» невозможно без раскрытия сущности ключевого термина «услуга» и ее характерных свойств.
Примеры услуг
Финансовые услуги
Информационные услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Бытовые услуги
Услуги аренды
Туристические услуги
Гостиничные услуги
Охранные услуги
Услуги переводчиков
Торговые услуги и др.
6. Оборотные средства на предприятиях сферы сервиса. Понятие, состав, структура оборотных средств предприятия. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Монетарные и немонетарные оборотные средства. Среднегодовой объем оборотных средств.
Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.
Элементы оборотных средств
Оборотные производственные фонды включают:
• производственные запасы;
• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
• расходы будущих периодов.
Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.
Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.
Фонды обращения состоят из следующих элементов:
• готовая продукция на складах;
• товары в пути (отгруженная продукция);
• денежные средства;
• средства в расчетах с потребителями продукции.
Оборотными средствами называется постоянно находящаяся в непрерывном движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения. Следовательно, оборотные средства можно классифицировать на оборотные производственные фонды и фонды обращения, то есть по сферам оборота. Производственные оборотные фонды - это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Фонды обращения - это средства предприятия, которые связаны с обслуживанием процесса обращения товаров (например, готовая продукция).
По своей экономической природе оборотные средства - это денежные средства, вложенные (авансированные) в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Основное назначение оборотных средств - обеспечение непрерывности и ритмичности производства.
Состав и классификация оборотных средств
По назначению в производственном процессе (по элементам) оборотные средства можно подразделить на следующие группы:
А) Производственные запасы
1. Транспортный запас - со дня оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад.
2. Складской запас разделяется на подготовительный и текущий.
2.1. Подготовительный запас создается в тех случаях, когда данный вид сырья или материалов нуждается в выдержке (время естественных процессов, например, сушка пиломатериалов, старение крупного литья, ферментация табака и т.п.).
2.2. Текущий запас создается для обеспечения потребности в материалах и сырье между двумя поставками.
3. Страховой запас создается в тех случаях, когда происходят частые изменения интервала поставок, и зависит от конкретных условий работы предприятия.
В) Средства в затратах на производство
4. Незавершенное производство - продукция (работы), не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные или не прошедшие испытания и технической приемки;
5. Полуфабрикаты собственного производства (отливки, поковки, штамповки и т.д.);
6. Расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
С) Готовая продукция - это законченная и изготовленная продукция, прошедшая испытание и приемку, полностью укомплектованная согласно договорам с заказчиками и соответствующая техническим условиям и требованиям.
7. Готовая продукция на складе предприятия;
8. Отгруженная, но не оплаченная продукция;
Д) Денежные средства и расчеты (средства расчета)
9. Расчеты с дебиторами (средства в расчетах с дебиторами).
Дебиторы - это юридические и физические лица, которые имеют задолженность данному предприятию (эта задолженность называется дебиторской).
10. Доходные активы - это краткосрочные (на срок не более 1 года) вложения предприятия в ценные бумаги (рыночные высоколиквидные ценные бумаги), а также предоставленные другим хозяйствующим субъектам займы.
11. Денежные средства - это средства на расчетных счетах и в кассе предприятия.
Структура оборотных средств характеризуется удельным весом отдельных элементов в общей совокупности и выражается, как правило, в процентах.
В зависимости от способа планового регулирования оборотные средства разделяются на две части: нормируемые и ненормируемые оборотные средства. К нормируемым оборотным средствам относятся те виды материальных ценностей и затрат, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы предприятия - производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов и готовая продукция на складах (в емкостях) предприятий. По каждой из этих групп оборотных средств установлен верхний лимит постоянных запасов (затрат), или норматив оборотных средств, т.е. минимальная сумма оборотных средств, необходимая предприятию. К ненормируемым оборотным средствам относятся такие группы, которые находятся в сфере обращения (кроме готовой продукции на складах предприятий), но не оказывают влияния на нормальное течение производственного процесса, денежные средства на расчетном счете, в аккредитивах и в кассе, средства в расчетах, товары, отгруженные, но не оплаченные покупателем. В общей сумме оборотных средств промышленности преобладают нормируемые оборотные средства, которые составляют более 85%
8. Прибыль. Виды и норма прибыли в сфере сервиса.
Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами. Функции прибыли: Прибыль характеризует эффект хозяйственной деятельности; Прибыль служит источником образования фондов стимулирования; Прибыль выступает инструментом распределения чистого дохода между коммерческой организацией (предприятием) и бюджетом.
-оценочная
-стимулирующая
-распределительная
Сущность распределительной функции состоит в том, что прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода на части, которые аккумулируются в бюджетах разных уровней и остаются в распоряжении коммерческой организации. Значение стимулирующей функции заключается в том, что прибыль является источником формирования различных фондов стимулирования деятельности предприятия, собственника. От оценочной функции зависит хозяйственная деятельность, рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности.
Виды прибыли:
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.
В зависимости от порядка определения различают балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балансовой
прибыли. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход. Прибыль от дивидендов и приравненных к ним доходов определяется как разность между полученными дивидендами и приравненными к ним доходами и налогом на доходы. Облагаемая налогом прибыль также уменьшается на сумму исчисленного налога, на недвижимость за основные фонды.
Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.
В зависимости от метода оценки различают номинальную и реальную прибыль
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции. Она характеризует реальную покупательную способность чистого дохода, полученного гостиничным комплексом.
В зависимости от размера прибыли различают минимальную, нормальную и
максимальную прибыль.
Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов
обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный
капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за
исследуемый период.
Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение
предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если
получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются
в другую сферу. «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в дальнейшем
приведет к росту ее прибыльности. Если спрос на данные товары и услуги
постоянен, самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль.
Если же предприниматели в данной отрасли деятельности получают более высокую,
чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей, и тем самым уровень прибыли снизится до нормального.
Максимальная прибыль связана с реализацией целей поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое ставит целью максимизировать прибыль, должно, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой - рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль.
Вследствие такого подхода руководство гостиничного комплекса может повысить цены на основные и дополнительные услуги, перевести некоторые бесплатные услуги в платные (например, вызов такси, предоставление информации и др.), упростить сервис.
Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы гостиничного комплекса отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает следующие элементы: прибыль от реализации товаров, продукции и услуг.
Кроме того, различают и другие виды прибыли.
Капитализированная прибыль – прибыль акционерного общества, направляемая на увеличение собственного капитала и резервов.
Монопольная прибыль – повышенная прибыль, которую позволяет получить монопольный контроль за рынком.
Прибыль до налогообложения – прибыль коммерческой организации до вычета налогов в соответствии с действующим законодательством.
Нераспределенная прибыль понимается, во-первых, как прибыль акционерного общества, компании, остающаяся после уплаты налогов и выплаты
дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды развития, и во-вторых, как прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели.
Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибыли (резервный фонд), они представляют собой существенную часть капитала большинства компаний.
Плановая прибыль в гостиничном хозяйстве – это размер прибыли, получаемой при обеспечении плановых затрат и объема выручки от реализации услуг.
«Притягательная» прибыль – величина прибыли, порождающая стремление других компаний проникнуть в данную сферу бизнеса.
Реинвестированная прибыль – доля годовой прибыли компании, не распределяемая между акционерами, повторно инвестируемая в активы этой компании.
Случайная прибыль – увеличение собственного капитала фирмы в результате случайных операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности
Упущенная прибыль – потенциальная прибыль, которая не была получена.
Учредительная прибыль – доход, полученный учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции в форме разницы между суммой реализации акций и суммой из номинальной стоимости.
Спекулятивная прибыль – прибыль от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и исполнением проходит довольно значительный промежуток времени.
Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу.
В 1990-х годах в нашей стране применялись следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние 1 хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям:
а) прибыль - конечный финансовый (фр. finance - доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;
б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;
в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей и даже их отношение к соблюдению правовых; норм и законов.
Факторы увеличения нормы прибыли
Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов а) внутрипроизводственных и б) рыночных. Начнем их анализ с первого вида движущих сил (рис. 1).
Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором - величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
Рис. 1. Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли
Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается эффективность бизнеса.
Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким.
9. обеспеченность предприятия сферы сервиса производственными (товарными) запасами. Расчет потребности в материальных запасах. Виды запасов.
Товарно-материальные ценности, незавершенное производство, готовая продукция на складе составляют запасы предприятия.
Управление запасами - контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для осуществления непрерывного процесса производства продукции и достижения полной реализации готовой продукции.
Управление запасами заключается в решении 2 основных задач:
1. определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
2. создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
При определении норм товарных запасов используют 3 группы методов:
А. Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов.
Б. Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы.
В. Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем: спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее.
Контроль за состоянием запасов это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.
При контроле за состоянием запасов необходимо выбрать:
· систему пополнения запасов,
· количественную величину заказываемой партии,
· интервал времени, через который повторяется заказ.
Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:
· уменьшить потери производства из-за дефицита сырья и материалов;
· ускорить оборачиваемость данных оборотных активов;
· избежать замораживания денежных средств в излишках товарно-материальных ценностей;
· снизить потери запасов и затраты на их хранение.
Управление материальными запасами.
Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования любого предприятия необходимо располагать материальными запасами.
Запасы - один из наиболее дорогих активов большинства предприятий, которые составляют значительную часть (до 40%) капиталовложений, и поэтому представляют один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень управления в целом. Запасы в широком понимании - это материальные ценности, выключенные на некоторое время из процесса непосредственного потребления независимо от того, какую они имеют форму и в каких звеньях товаропроизводящей сети находятся.
Для производственных предприятий целесообразно пользоваться термином производственные запасы.
Производственные запасы - материальные ресурсы, находящиеся у потребителя, и не вступившие в процесс производственной переработки.
Производственные запасы делятся на две группы. В первую, включают сырье и материалы, во вторую - незавершенное производство, полуфабрикаты и готовую продукцию.
Запасы исходных материалов, закупленных комплектующих деталей и расходуемых материалов предназначаются для цехов первичной обработки и служат для создания буфера между объемом закупок и объемом их потребления в производстве; позволяют путем снижения периодичности заказов пользоваться торговыми скидками для больших партий. Запасы незавершенного производства (полуфабрикаты и комплектующие) создают определенный буфер между последовательными производственными операциями; они разделяют различные стадии производства таким образом, что остановка процесса на какой-либо стадии не приведет к немедленной остановке всех последующих операций производственной линии.
Запасы готовой продукции поступают из выпускающих (сборочных) цехов, отправляются заказчикам и являются буфером между производительностью операционной системы и скоростью отгрузки или продажи продукции; дают возможность обеспечить оптимальное обслуживание клиентов, сокращая перерывы в поставках. Они служат буфером против колебаний спроса. Если спрос на товар известен и изменяется в узких пределах в обозримом промежутке времени, то никакие запасы не нужны. Но если спрос изменяется непредсказуемо или плохо поддается прогнозированию, то создание запасов готовой продукции может оказаться необходимым.
На некоторых предприятиях управленческий персонал придерживается такого мнения, что чем больше величина производственных запасов, тем лучше предприятие защищено от влияния негативных факторов внешней среды, и можно обеспечить бесперебойный выпуск продукции. Однако, при этом следует учитывать величину издержек, связанных с большим количеством запасов. Следует отметить, что в наличии значительных производственных запасов есть как позитивные, так и негативные стороны.
Позитивный аспект заключается в обеспечении высокого уровня обслуживания потребителей продукции и гарантированного заданного ритма работы предприятия.
Негативные аспекты большого наличия производственного запаса проявляются в определенных случаях и приводят к снижению качества материальных ресурсов, полностью не востребуются, увеличиваются затраты на содержание и снижают скорость обращения оборотных средств.
Таким образом, менеджер по производству должен поддерживать такую величину производственных запасов, чтобы связанные с ними издержки были экономически обоснованными.
Цель создания запасов образование определенного буфера между последовательными поставками сырья, материалов, комплектующих и снижение общей суммы ежегодных затрат на их управление.
К другим целям управления материальными запасами относят:
* своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
* улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процесса, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности и других показателей:
* анализ организационно технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкретного поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов или смене поставщика конкретного вида ресурса. Для повышения качества предприятию не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.
Расчет годовой потребности в материальных ресурсах по каждому виду ведется исходя из норм расхода данного вида ресурса и объемов выпуска продукции в натуральных измерителях.
Первоначально рассчитывается годовая материалопотребность в следующей последовательности.
С начала определяется потребность в каждом виде сырья, материалов, комплектующих и т.д. Для расчета материалопотребности применяется два метода:
· на плановой основе;
· на основе расхода материалов прошлых периодов.
Для определения материалопотребления первым методом необходимо располагать данными:
· плана производства продукции;
· конструкторских, спецификаций рецептов, по которым рассчитывается потребность на единицу продукции;
· нормы расхода материалов на единицу продукции.
Потребность в каждом материале рассчитывается как произведение планируемого количества продукции на норму расхода материалов.
Второй метод определения потребности в материалах учитывает складские остатки материалов и постоянное пополнение запасов, регулирование сроков поставок или размеров партий, а также расход материалов в прошлые периоды.
Материальные запасы приобретаются любыми партиями. Поэтому к задачам отдела снабжения относятся не только определение, что конкретно нужно приобрести, но и время, и объёмы закупок. Одновременно в тесной координации планируется размер складских запасов.
В процессе планирования потребностей определяются потребности отдельных подразделений предприятия в воспроизводимых факторах (таких средств производства, которые в силу возможности их деления на любые партии могут быть закуплены различными партиями, прежде всего это горючее, сырьё и материалы). Оно основано на программном планировании (определяется, что и в каких количествах должно быть произведено) и спецификация (определяются детали, необходимые для изготовления каждого изделия). На их основе выясняется, сколько требуется того или иного сырья.
Сложность и точность планирования потребностей в материальных запасах зависят от степени дифференцированности производственной программы. Часто задачу облегчает стандартизация по принципу агрегирования: количество используемых видов сырья сокращается при соблюдении известного многообразия типов.
Планирование запасов было бы лишним, если бы была постоянная уверенность в том, что определённый при планировании потребностей спрос на воспроизводимые факторы, сырьё и материалы соответствует действительности и что поставщики доставят заказанные товары в согласованные сроки.
Однако поставщик может подвести, возникают непредвиденные трудности при транспортировке, возрастает ежедневное потребление вследствие неожиданного, обусловленного спросом увеличения производства. Во всех этих случаях происходит остановка производства, если на предприятии нет неприкосновенного запаса. При наличии значительного неприкосновенного запаса намного больше возможности маневра при отсрочке поставок или увеличении ежедневного потребления.
Задачей планирования размера заказа является определение его оптимальной величины. Величина поставки не должна превышать максимальной емкости склада. Надо обязательно учитывать, что с уменьшением величины поставки сокращается временной промежуток между отдельными актами поставок.
После определения материалопотребления по каждому виду устанавливается возможный способ закупки. Закупки делаются:
- напрямую у изготовителя;
- оптовые через биржу или посредника;
- мелкими партиями в розничной торговле.
Виды запасов.
Из определения понятия «запасы» можно сделать следующие выводы:
Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса - обеспечение потребности.
Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.
Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса.
Второй - с критерием классификации повремени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины.
Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков - пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.
Классификация по месту нахождения.
Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы (основные и вспомогательные), полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокупных запасов производства – предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки. Совокупные запасы производства, подразделяются на 2 вида: производственные и товарные запасы. Производственные запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли.
Запасы в пути (транспортные) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям. Каждая отдельная организация в логистической цепочке поставщиков и потребителей является, с одной стороны, организацией-поставщиком, а с другой - организацией-потребителем. Следовательно, производственные и товарные запасы всегда имеются на предприятии.
Классификация по исполняемой функции.
Позволяет расчленить производственные и товарные запасы на несколько групп. В тоже время производственные и товарные запасы имеют свои специфические функции. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя поставками, а также организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов, их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса). Подготовительные запасы товарных средств производства формируются при необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям.
Гарантийные запасы (страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных; изменения интенсивности потребления; задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу после организованного времени сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребление в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
Классификация повремени.
Позволяет выделить различные количественные уровни запасов.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы -длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям.
10. Методологические аспекты управления логистикой. Понятие, цели, задачи и виды логистики.
Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Цели и задачи логистики
Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).
Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.
В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.
Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.
К глобальным задачам логистики относятся следующие:
создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;
стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;
достижение высокой системной гибкости;
постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.
Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов компании "Парус".
При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.
Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:
максимальное сокращение времени хранения продукции;
сокращение времени перевозок;
рациональное распределение транспортных средств;
быстрая реакция на требования потребителей;
оперативная обработка и выдача информации и т. п.
Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих московских организаций налицо - переход на ночную развозку.
Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:
осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;
разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;
многовариантное прогнозирование развития событий и т п ;
стандартизация требований к качеству логических операций;
выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;
выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;
оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.
Виды логистики:
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.