4. Мировые цены.
Цены на промышленную продукцию обслуживают оборот продукции промышленного производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь промышленности практически со всеми отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.
Если рассматривать движение промышленных товаров от производителя к потребителю, то можно выделить следующие виды цен: оптовая цена предприятия-изготовителя(отпускная цена), розничная цена.
Промышленная продукция может быть реализована предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации(магазины, склады, базы, биржи и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.
Оптовая цена предприятия - это цена,предполагающая непосредственные расчеты между промышленным предприятием-изготовителем и заказчиком товара, независимо от того, является ли этот заказчик потребителем товара или оптовым посредником. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости товара и прибыли производителя. Именно эта цена является важнейшей экономической категорией для производителя, поскольку на ней базируется его хозяйственная деятельность: оптовая цена предприятия призвана возместить издержки производства и создать условия для расширенного воспроизводства товаров.
Процесс продвижения товара от производителя к конечному потребителю чрезвычайно сложен и не может в полной мере быть описан только приведенными видами цен. Все экономически самостоятельные и технологические звенья, в которых осуществляется производство, распределение и реализация товара, имеют особые цены, функционирующие на каждой конкретной стадии ценообразования.
Цены на продукцию строительства имеют два вида:сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражает реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризует затраты на строительство для заказчика.
Цены на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь,прочие затраты и прибыль.
Цены на продукцию сельского хозяйства обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью,сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями у предприятий сельского хозяйства и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для её последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.
Цены на сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки возмещают сверх закупочных цен издержки по заготовке,транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,
Тарифы на услуги (транспорта, связи, ремонта).Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами.Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация,занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев,оказывает им услуги по наладке и ремонту.
По своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к.оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.
Цены научных и проектных разработок отражают общественно необходимые затраты труда на получение конечного результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ.По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым ценам.
Ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов отражают общественно необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов:минеральных, водных, лесных, земельных. Указанные ставки классифицируют следующим образом:
- ставки затрат на геолого-разведочные работы;
- ставки платежей за воду, забираемую из источников;
- попенная плата;
- ставки затрат на рекультивацию земель.
К этой разновидности можно отнести и такую специфическую форму цены как повышенные (штрафные) платежи за причиненный в результате нерационального природопользования ущерб (сверхнормативные потери минеральных ресурсов при их добыче, перерасход воды сверх установленных норм, повышенные выбросы загрязняющих веществ и пр.).
Наценки и скидки в сфере обращения возмещают издержки обращения и обеспечивают прибыль предприятиям и организациям,занимающимся реализацией товаров. Торговые наценки по сути являются ценой за услугу по реализации товаров. В некоторых случаях торговые организации получают от поставщиков право на применение торговых скидок (на снижение торговых надбавок).
Розничные цены на товары и услуги населению обслуживают товарооборот между предприятиями и организациями различных форм собственности и населением, а также между отдельными группами населения, между частными лицами.
Розничные цены завершают процесс ценообразования и являются ценами конечного потребления. Они включают оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (акциз по подакцизным товарам), издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, издержки и прибыль торговых организаций, налог с продаж.
Розничные цены, являясь ценами конечной реализации товаров и услуг, выполняют важную социально-экономическую роль: они являются одним из инструментов регулирования уровня реальных доходов населения, используются для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением, воздействия на структуру потребления различных групп населения и перераспределения доходов.
Среди розничных цен выделяют следующие виды:
- цены, регулируемые государством;
-тарифы на услуги, предоставляемые населению предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства,пассажирского транспорта, культуры, связи, а также частными лицами и пр.;
-цены комиссионной торговли, которую осуществляют предприятия комиссионной торговли товарами, закупленными у населения;
- свободные (рыночные) цены.
Постоянными называют такие цены, срок действия которых заранее не ограничивается. Изменить эти цены может только тот, кто их установил.
Временные цены - это цены, которые устанавливаются на определенный срок, исходя из конкретных условий производства или реализации товаров.
Сезонные цены - это цены, изменяющиеся в течение года по сезонам. Сезонными ценами могут быть розничные цены на некоторые продовольственные товары (картофель, овощи, фрукты и пр.) и закупочные цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Сезонная дифференциация цен обусловливается различными издержками производства этих товаров по временам года или дополнительными затратами на их хранение в зимне-весенний период. Сезонные розничные цены на сельскохозяйственную продукцию нельзя заранее ограничить временем действия: при большом предложении (высоком урожае)можно несколько раз в месяц изменять розничные цены; в неурожайные годы изменение цен происходит реже.
Разовые цены устанавливаются на товары,изготовляемые в единичном порядке по разовым заказам, а также на импортные товары, не являющиеся предметами постоянного импорта.
Договорные цены определяются по соглашению сторон, срок их действия устанавливается договором.
Едиными называют цены, действующие на всей территории страны. Едиными ценами могут быть оптовые, розничные, закупочные цены. Применение единых оптовых и розничных цен возможно и оправдано при наличии определенных предпосылок, главными среди которых являются: примерно одинаковые условия производства и уровень затрат в разных районах страны; транспортабельность товаров и незначительный удельный вес транспортных расходов в общей сумме затрат на производство и реализацию; возможность полного удовлетворения платежеспособного спроса во всех районах при данном уровне единых цен.
Поясные цены применяются в основном на товары народного потребления, поэтому поясная дифференциация характерна для розничных цен. Необходимость поясной дифференциации розничных цен вызывается следующими причинами: различиями в затратах на производство и реализацию товаров;неравномерностью размещения производства по территории страны; необходимостью равномерного обеспечения товарами народного потребления населения.
Зональные(бассейновые) цены применяются в основном на продукцию добывающих отраслей и сельского хозяйства. Зональными могут быть оптовые и закупочные цены. Существование таких цен обусловлено различием природно-климатических условий, оказывающим существенное влияние на дифференциацию затрат по добыче сырьевых ресурсов и производству сельскохозяйственной продукции. Зоны (бассейны) объединяют предприятия с примерно одинаковыми условиями производства.
Местные цены устанавливаются на товары,которые производятся и потребляются в основном в данном регионе. Местными могут быть все виды цен (оптовые, закупочные, розничные и пр.).
Дифференциация цен по способу отражения транспортных расходов вызвано включением в состав цен разного уровня расходов по доставке товаров от производителя к потребителю. На практике это отражается в системе франкирования цен. Установление цен с принятием на себя расходов по доставке товаров проводится тогда, когда продавец заинтересован в поддержании деловых отношений с определенными географическими районами: чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично (или полностью) оплачивает транспортные расходы. Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки или чтобы уйти от конкурентов.
Под франкированием цен понимают установление пункта на пути продвижения товара к потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик, и включение этих расходов в цену. Все остальные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.
Цены в местах производства товаров - это цены франко-склад поставщика, франко-станция (пристань) отправления или франко-вагон станция (пристань) отправления. Цена франко-склад поставщика предполагает, что все расходы по доставке товаров со склада поставщика несет покупатель сверх цены. В цену франко- станция (пристань) отправления включены расходы по транспортировке товаров только до станции (пристани) отправления. В цену франко-вагон станция (пристань) отправления включаются расходы по доставке товаров до станции (пристани) отправления, по подаче вагонов на подъездные пути и по погрузке товаров в вагон (баржу и пр.).
Цены в местах потребления товаров -это цены франко-вагон (судно-пристань) назначения, франко-станция (пристань)назначения, франко-склад покупателя. Цены франко-вагон (судно-пристань)назначения включают расходы по доставке товаров до станции (пристани)назначения. В цене франко-станция (пристань) назначения учтены все транспортные расходы вплоть до станции назначения и по выгрузке товаров. В цену франко-склад покупателя включены практически все расходы по доставке товаров до склада покупателя, а также расходы по разгрузке на складе покупателя.
Наибольшее распространение на практике получили цены франко-станция (пристань) отправления и франко-станция (пристань) назначения.
Выбор системы франкирования цен определяется главным образом географическим фактором,т. е. размещением производителей и потребителей товаров по территории страны, а также условиями транспортировки товаров.
Твердые (фиксированные) цены - это цены, не подлежащие изменению в течение определенного времени. Изменить их можно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их. Такие цены устанавливаются в основном государственными органами на товары и услуги народного потребления. К твердым ценам можно отнести также цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору (соглашению, контракту).
Подвижные цены – это такие цены, которые могут быть пересмотрены в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночные цены изменятся(повысятся или понизятся).
Скользящие цены – это цены,исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальных договорных цен с учетом изменений в издержках производства. Скользящие цены устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.
Рыночные(свободные) цены – это цены,устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. К рыночным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса - это максимально высокая цена, по которой покупатель согласен купить товар. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Цена производства – это цена,определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на авансируемый капитал.
Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ,Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть: гарантируемыми, рекомендуемыми, лимитированными, залоговыми, пороговыми(защитными), предельными и фиксированными.
Лимитированные(предельные) цены - это такие цены, выше (или ниже) которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Цены на новые товары - цены «снятия сливок»; цены «внедрения на рынок»; престижные цены; цены с возмещением издержек производства; психологические цены.
Цены«снятия сливок» предполагают установление высоких цен на новые товары в начале поставки товаров на рынок. В дальнейшем, с падением спроса на такой товар, цены снижают, что позволяет привлечь новых покупателей. Использование таких цен возможно при следующих условиях:
- при наличии высокого уровня спроса со стороны большого числа покупателей;
- при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих изделий;
- если высокая цена не привлекает конкурентов;
- если высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.
Цены«внедрения на рынок» - это обычно низкие цены на новый товар. Их применяют с целью завоевания большей доли рынка.Устанавливать такие цены возможно при следующих условиях:
- если цена не привлекательна для существующих и потенциальных конкурентов;
- если рост объема производства не увеличивает расходы на рекламу и реализацию товаров;
- если рынок очень чувствителен и расширяются новые сегменты, увеличивается покупательский спрос.
Престижные цены устанавливают на высококачественные товары известных фирм.
Цены с возмещением издержек производства – это цены, установленные на основе издержек производства и средней нормы прибыли.
Психологические цены учитывают психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно выражается не круглой суммой, а нечетным числом. В результате у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат и более низкой цены.
Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время – это скользящие (падающие) цены, долговременные цены, гибкие цены, договорные цены.
Скользящие цены устанавливаются почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка эти цены снижаются.
Долговременные цены устанавливается на товары массового спроса и не изменяются длительное время.
Гибкие цены – это цены, изменяющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке.
Договорные цены – это цены, которые устанавливаются договором на поставку продукции (выполнение работ, услуг). Они могут учитывать льготы и скидки для покупателя.
Публикуемые цены – это цены, публикуемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов.
Справочные цены – это цены,публикуемые в различных изданиях (газетах, журналах, прейскурантах, фирменных каталогах, специальных бюллетенях).
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Они применяются при продаже сельскохозяйственного непродовольственного и лесного сырья (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты,зерновые и т.д.
Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате соотношения между спросом и предложением. Цены аукционов применяются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
Расчетные цены – это цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
Планово-учетные цены применяются только в плановых и проектных расчетах, статистическом учете и анализе. Среди этих цен выделяют следующие виды: цены плановых расчетов, цены статистического учета и цены проектных расчетов.
Цены плановых расчетов подразделяются на следующие разновидности: текущие цены; средние цены; сопоставимые (неизменные)цены; прогнозные цены.
Цены статистического учета подразделяются на:индексы цен, средние цены, сопоставимые (неизменные) цены, средние удельные цены.
Реализация товаров и услуг осуществляется по текущим или действующим ценам, именно эти цены лежат в основе хозяйственных взаимоотношении предприятий и отраслей,производителей и потребителей. В текущих ценах определяются результаты финансовой деятельности предприятий: на их основе исчисляются такие показатели,как объем реализованной продукции, затраты на производство, прибыль и др.,составляется финансовый план, в частности баланс доходов и расходов.
Сопоставимые (неизменные) цены используются для измерения динамики физических объемов производства и реализации товаров и услуг, производительности труда, а также других стоимостных показателей за ряд лет. Это означает, что продукцию разных лет исчисляют в ценах какого-либо базисного года, абстрагируясь от изменений цен в отдельные годы рассматриваемого периода.
Цены статистического учета позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Как и цены плановых расчетов, цены статистического учета являются, как правило,агрегированными, обобщенными.
В отечественной практике на макроуровне для оценки совокупного общественного продукта и продукции отраслей использовались «цены производителя» и «цены потребления». Процесс формирования цены потребления отражался в балансе народного хозяйства, в частности в сводном материальном балансе (балансе производства, потребления и накопления общественного продукта): валовая продукция сначала отражалась в ценах производителя, затем к ним добавлялась торгово-транспортная наценка (представляющая собой валовую продукцию отраслей сферы обращения) и налоги, таким образом формировалась цена потребления.
В практике составления системы национальных счетов (СНС) и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие виды цен:
- факторные цены;
- рыночные цены.
Факторные цены используются в межотраслевом балансе. Они включают оплату труда, прибыль и потребление основного капитала.
Рыночные цены – это цены производителей,основные цены и цены покупателей. Применение той или иной цены определяется по фактическому их использованию при осуществлении соответствующих операций. Рыночная цена производителя – это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.
Рыночная цена покупателя – цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
Основная рыночная цена – это цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики.
Цены проектных расчетов используются на предпроизводственной стадии и отражают ожидаемый или необходимый уровень затрат. К ним относят: лимитные (предельно допустимые) цены, проектные и ориентировочные цены (используемые на стадии разработки товаров), перспективные лимитные цены или замыкающие затраты (используемые при экономической оценке месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов).
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот отражают внешнеэкономические связи с другими государствами. Значительное воздействие на уровень этих цен оказывают цены мировых товарных рынков.
Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров и услуг. Они базируются на мировой интернациональной стоимости, отражают региональные и общемировые условия воспроизводства. К ним относятся:контрактные цены и текущие мировые цены.
Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары отражают взаимосвязь национальной экономики с внешним рынком,национальных предприятий с зарубежными партнерами. Они строятся, как правило, с учетом уровня цен внутреннего рынка и различий в качестве экспортно-импортных и аналогичных отечественных товаров. К этим ценам относятся:оптовые цены на экспортируемые товары, наценки за экспортное исполнение, цены и коэффициенты на импортируемые товары.
Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары также дифференцированы в зависимости от стадии ценообразования, территории действия и порядка оплаты транспортных расходов. Каждый из отдельных видов цен несет определенную экономическую нагрузку.
Мировые цены – это цены, по которым ведется внешняя торговля.
В основе мировых цен лежит интернациональная (мировая) стоимость - общественно необходимые затраты на производство и реализацию товаров и услуг, поступающих на мировой рынок. Интернациональная стоимость формируется на основе национальных затрат стран, производящих и поставляющих на мировой рынок основную массу данного товара. В свою очередь мировая стоимость товаров оказывает обратное влияние на формирование национальной стоимости.
Условия формирования интернациональной стоимости мировых цен неодинаковы по разным товарным группам и в различных регионах, на них влияет множество разнообразных факторов - экономических, социальных, политических, технологических и др.Современный мировой рынок представляет собой совокупность международных региональных и товарных рынков, которые можно подразделить на два типа:свободные и закрытые.
Цены свободных рынков формируются в условиях относительной свободы конкуренции, при слабой концентрации производства и сбыта данного товара. Они определяются на биржах, аукционах и, как правило, весьма динамичны: реагируют на малейшие изменения конъюнктуры и существенно колеблются в относительно короткое время.
К международным закрытым рынкам, на которых формирование цен имеет существенные особенности, относятся сделки во внутрифирменной торговле, торговля между замкнутыми группировками стран, торговля по специальным краткосрочным или долгосрочным соглашениям. Во всех случаях используются цены, которые могут весьма значительно отличаться от мировых цен свободных рынков.
На мировом рынке различают следующие основные виды цен:
-экспортные цены ФАС или ФОБ. По этим ценам поставщик продает товар с включением в цену транспортных расходов по доставке либо к борту судна (ФАС), либо на борт судна, включая затраты на погрузку (ФОБ);
- импортные цены СИФ, включающие в себя кроме цен ФОБ затраты на страховку и транспортировку грузов до границы страны-экспортера или импортера;
- контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон;
- внутренние оптовые цены стран,участвующих в международных сделках. Эти цены отличаются от экспортных или импортных на величину таможенных пошлин и налогов;
- цены биржевых котировок, аукционов и торгов;
- цены предложений и цены фактических сделок.
Биржевые цены или биржевые котировки применяются в торговле зерновыми, сахаром, кожсырьем,хлопком и другими товарами. Они различаются по величине в зависимости от условий сделки: на наличный товар или с его немедленной поставкой, на товар с поставкой в установленный период времени.
Аукционные цены устанавливаются в ходе проводимых аукционов, цены торгов определяются при выдаче некоторыми странами заказов на сооружение объектов производственного и непроизводственного назначения.
Цены предложений чаще всего называют справочными ценами, так как они обозначают первоначальный уровень цен. Эти цены публикуются производителями продукции в специальных прейскурантах, каталогах, в деловых журналах и газетах. При заключении сделок со справочных цен могут делаться скидки: крупным оптовым покупателям, постоянным покупателям, за оплату товара наличными, за покупку вне сезона массовой продукции и др. Наконец могут быть и просто скидки, которых добьется покупатель в процессе торга. К справочным ценам применяются также и наценки за исполнение особых требований покупателя к качеству товара.
Таким образом, на мировом рынке может быть множество цен на один и тот же товар в одно и то же время. Множественность цен обусловлено наличием разных рынков(свободных и закрытых), особыми отношениями между экспортерами и импортерами, различными формами скрытой конкуренции, торговлей по правительственным соглашениям, программам и контрактам, особенностям валютной системы и другими факторами.
Процесс формирования контрактных цен осуществляется по следующей схеме: выбор базисного мирового товарного рынка; определение мировой цены; выбор базисного периода усреднения мировых цен; учет качества товаров; включение транспортных расходов в цены.
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органам.
Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.
Задачи:
Анализ типовой активности клиента;
Определение характерной частоты покупок ;
Анализ отклонений в поведении клиента ;
Анализ популярности и сезонности товара;
Анализ успешности ценового предложения;
Принятие решения о расчете новой цены. Расчет новой цены.
Методы ценообразования:
затратный метод;
рыночный метод потребительской оценки;
рыночный метод следования за лидером;
аукционный метод;
тендерный метод;
параметрический метод;
метод удельных показателей;
метод структурной аналогии;
агрегатный метод;
балловый метод;
метод корреляция-регрессионного анализа;
психологическое ценообразование.
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.