90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
Метод анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):
наблюдения за субъектом, измерения и расчета абсолютных и относительных показателей, приведения их в сопоставимый вид и т. д.;
систематизации и сравнения, группировки и детализации факторов, изучения их влияния на показатели деятельности субъекта;
обобщения – построения итоговых и прогнозных таблиц, подготовки выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Метод анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.
В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
цели и задачи анализа; объекты анализа;
системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных для анализа; указания по организации анализа;
указания по оформлению результатов анализа; потребители результатов анализа.
В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.
К традиционным методам и приемам можно отнести:
горизонтальный (трендовый) метод;
вертикальный (структурный) метод;
метод сравнения;
метод группировки;
балансовый метод;
графический метод;
методы и приемы факторного анализа.
К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:
методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
методы и приемы маржинального анализа;
эвристические методы и приемы;
методы линейного программирования.
Сравнение в анализе финансово-хозяйственной деятельности Сравнение – это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:
выявляются причинно-следственные связи между явлениями;
приводятся доказательства или опровержения;
классифицируются и систематизируются явления.
Сравнение может быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).
Процедура сравнения в АФХД включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.
При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:
явления должны быть качественно сравнимы между собой, т. е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения (например, вопрос «Что длиннее – дорога или ночь?» абсурден, поскольку эти явления несопоставимы). Возможность сравнения дает однородность изучаемых объектов или явлений;
необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т. д.);
сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития (например, вряд ли можно сравнивать весенние и осенние цены на овощном рынке);
сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;
объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц (например, если торговая организация приобрела или, наоборот, закрыла несколько своих магазинов, сравнение во времени абсолютных показателей ее деятельности до и после такой реорганизации нельзя считать правомочным);
при пространственно-временных сопоставлениях сведения по срав-ниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные).
Если объекты анализа не удовлетворяют некоторым из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравнимому виду. Для этого есть несколько способов: расчленение на однородные группы по количественным или качественным критериям, приведение к одинаковым единицам измерения, пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму и др. Например, сравнивая эффективность нескольких финансовых операций, целесообразно выразить все ставки в виде годовой процентной ставки или в виде эффективной ставки. Вторым вариантом будет приведение показателей к одной временной базе. Так делают при оценке эффективности инвестиционных проектов с разными сроками реализации.
Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям.
В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:
сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);
сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;
сравнение с эталоном, в качестве которого может фигурировать норматив, предприятие-конкурент и т. п.;
ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);
использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями.
Для проведения комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т. д.). При этом не все показатели равнозначны – многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправленно. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Наиболее часто применяются метод суммы мест и таксонометрический метод. Составленные с использованием этих методов рейтинги дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.
Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.
Балансовый метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.
Основными методами и приемами факторного анализа являются метод элиминирования и индексный метод.
Элиминирование применяется в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.
Наиболее распространенными вариантами элиминирования являются методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой, а способ, с помощью которого эти замены производятся, методом цепных подстановок. Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему – как постоянные. Результат влияния определяется разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением.
Метод абсолютных разниц предусматривает расчет влияния каждого фактора по абсолютному отклонению его фактического значения от базисного (планового, проектного, среднеотраслевого, прогрессивного). Подстановка предусматривает замену базисного частного показателя не полной величиной отчетного, а лишь алгебраическим отклонением отчетного показателя от базисного. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель. Метод относительных разниц считается одним из самых эффективных способов факторного анализа. Он применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).
- 3. Показатели эффективности использования основных средств на предприятиях сферы сервиса. Расчет, анализ и резервы повышения эффективности использования ос на предприятиях сферы сервиса.
- Учёт и оценка основных средств
- Анализ показателей эффективности использования основных средств
- 4. Налоги и сборы с физических лиц. Экономическое содержание, налоговая база. Плательщики налогов. Ставка налога на доходы физических лиц.
- 5. Сфера услуг в современном обществе.
- 1)Закупочная логистика
- 2)Распределительная логистика
- 3)Сбытовая логистика
- 4)Транспортная логистика
- 5)Логистика запасов
- 6)Складская логистика
- 7)Информационная логистика
- 8)Комплексная логистика
- 11. Реальный капитал. Классификация реального капитала. Оздоровление реального капитала.
- 1.Коэффициент текущей ликвидности
- 14. Реальный капитал. Прибыль. Понятия реального капитала. Виды прибыли, функции прибыли. Норма прибыли.
- 15. Дебиторская задолженность. Анализ дз по месту и сроку возникновения. Оборачиваемость дз. Сомнительные долги. Факторинг дз.
- Виды факторинга
- 16. Основы, принципы и система обеспечения логистики. Научные, экономические и методологические основы. Принципы логистики в производственно-хозяйственной деятельности.
- 17. Рынок земли. Земельная плата. Понятие рынка земли. Виды земельной ренты. Цена земли.
- 18. Эффективность использования оборотных средств предприятия. Экономическое содержание показателей эффективности использование оборотных средств предприятия.
- 19. Подходы и методы, применяемые в логистике. Системный подход, микро- и макроподходы. Детерминированный, динамический и статистический подход в логистике.
- 20. Денежный капитал. Процентная ставка понятие денежного капитала. Понятие процентной ставки. Норма процента. Роль процентной ставки в принятие решений об ответственности.
- Трудовые ресурсы на предприятиях сферы сервиса. Понятие рудовых ресурсов. Категории работников. Построение, расчёт и взаимосвязь показателей численности. Баланс рабочего времени рабочего
- 22 Сущность и задачи транспортной логистики.
- Оптовая и розничная торговля. Оптовые и розничные цены. Товарооборот. Общая характеристика торговли.
- 24 Трудоемкость услуги. Нормирование труда. Норма времени. Фактическая трудоемкость. Технологическая трудоемкость выполняемых услуг. Расчёт потребности в численности работников.
- 25 Функции и формы организации логистического управления.
- 26 Валовый национальный продукт. Порядок расчета внп, уровень цен. Номинальный и реальный внп.
- Контроль и оценка рисков в управлении логистикой. Понятие «риск», анализ рисков, «дерево целей».
- 29 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Фондовый рынок.
- 111. Методика маржинального анализа прибыли от реализации.
- 114. Обоснования решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
- 116. Управление как особый вид деятельности. Понятие менеджмента. Элементы процесса управления. Функции управление. Кадры управления.
- 118. Бухгалтерская отчётность предприятия. Формы отчётности. Бухгалтерский баланс, его построение. Отчёт о прибылях и убытках.
- 119. Структура управления. Понятие структуры управления. Построение вертикальной структуры. Разделение труда. Норма управляемости. Виды структур управления.
- 120. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Материальный поток и его характеристики. Классификация материальных потоков; мощность и напряжение материальных потоков; русло, глубина и векторная направляющая потока.
- Инфляция. Определение и способ измерения. Типы инфляции. Роль инфляции в перераспределении доходов.
- Издержки производства и реализации услуг. Элементы и свойства затрат. Классификация затрат. Себестоимость. Сметы.
- Информационные потоки в логистике. Понятие и формирование информационных потоков, изменение информационных потоков, управление информационными потоками.
- Государственные финансы. Доходы и расходы государства. Роль государства в экономическом развитии.
- 36. Нормативно-правовое регулирование затрат.
- Кредит и кредитная система. Функции и принципы кредита. Формы кредита.
- Виды, методы и методика экономического анализа. Его место в управлении предприятием.
- Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат.
- 41. Себестоимость. Понятие, классификация видов себестоимости. Состав затрат
- 45 Управление качеством.
- 2) Разработка / проектирование новой продукции / услуги.
- 4) Поставки сырья.
- 5) Складская деятельность.
- 6) Производство
- 7) Контроль качества готовой продукции.
- 8) Продажи
- 9) Распространение / доставка
- 10) Техническая поддержка потребителей.
- Директ-костинг
- Достоинства и недостатки системы управленческого учета “директ-костинг”
- Управленческая решетка Блейка-Моутона (дополнение)
- 51. Экономический эффект хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Прибыль предприятия. Система показателей прибыли. Самоокупаемость и убыточность предприятия.
- 52. Комплексная оценка эффективности проектов. Показатели эффективности проектов. Прибыль от реализации проектов. Окупаемость инвестиций.
- 53. Управление затаратоемкостью.
- 54. Критический объем реализации; экономическое содержание, состав, расчёт и графическое изображение критического объема реализации. Критическая цена.
- 55. Жизненный цикл проекта. Критический срок проекта. До и послепроектные риски.
- 56. Управление материалоемкостью.
- 57. Норма покрытия. Состав, построение, расчёт маржинального дохода, состав маржи. Принятие управленческих решений и планирования на основе маржи покрытия.
- 58. Сводка и группировка статистических данных. Первичная и вторичная группировка. Построение таблиц. Ранжирование. Мода и медиана.
- 59. Конкуренция. Виды и формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные ситуации.
- 60. Резервы максимизации прибыли. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции
- Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции
- Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.
- 72. Диверсификация производства услуг. Цели, задачи, значения диверсификации.
- 73. Критический объем реализации услуг и зона финансовой безопасности.
- 74. Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг. Характеристика качества продукции. Специфика определения качества услуг.
- 75. Капитал предприятия. Виды, источники формирования капитала. Собственный и заемный капитал. Финансовая политика предприятия.
- 76. Маржинальный анализ прибыли.
- 77. Треугольник конкуренции: цена, качество, сервис. Взаимосвязь платежеспособности населения и требований к товару, услугам.
- 78. Экономическая эффективность капитальных вложений. Окупаемость, рентабельность, индекс доходности капитальных вложений.
- 79. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия.
- 80. Значение, задачи и принципы планирования в условиях рыночной экономики. Система планов на предприятии
- 81 Цены. Система цен и ценообразование
- 2. Планово-учетные цены:
- 3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
- 4. Мировые цены.
- 82. Маркетинг. Основные понятия, сущность, цели и задачи маркетинга. Маркетинговая среда. Спрос и предложения. Современная концепция маркетинговой услуги.
- Эволюция концепции маркетинга
- 83. Бизнес-планирование. Цели, задачи, основные разделы бизнес-планирования.
- Последовательность оформления бизнес-плана
- Многообразие форм собственности
- 85. Цена и ценообразование на услуги. Спрос и цена. Эластичность спроса.
- Основные факторы, влияющие на эластичность спроса
- 86. Планирование производства и реализация услуг, работ, продукции.
- 87. Предмет, значение, задачи и место афхд в управлении предприятия.
- 88. Каналы распределения услуг. Виды систем распределения. Рыночные посредники в индустрии сервиса. Сбытовая политика фирмы. Методы и каналы сбыта.
- Роль посреднических организаций в распределении продукции
- 89. Планирование цен и ценовая политика предприятия
- 90. Метод и методики афхд. Способы обработки экономической информации: способы сравнения, приведение в сопоставимый вид, группировки, балансовый и графический.
- 121. Учётная политика предприятия. Учёт денежных средств и денежных документов. Учет кассовых и банковских операций.
- 122. Мотивация персонала в организации. Понятие, методы и концепции мотивации. Теория иерархии потребностей а. Маслоу, двухфакторная теория ф. Герцберга . Теория справедливости, теория ожидания.
- 123. Анализ бухгалтерского баланса предприятия
- 124. Учёт оплаты труда и начислений на оплату труда. Учёт начисления и выплаты з/п. Учёт удержание из зарплаты.
- Учет удержаний из заработной платы
- 126. Анализ рентабельности предприятия
- 127. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Формирование затратной части и прибыли (убытков).
- 128. Управление трудовыми ресурсами
- 129. Анализ объемов инвестиционной деятельности.
- 130. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в рф.
- Хозяйственно-правовые формы предприятия.
- Производственные мощности предприятий сервиса. Понятие производственной мощности. Специфика расчёта производственной мощности предприятий сферы сервиса.
- 1. Календарный фонд времени (Фк):
- 2. Режимный (номинальный) фонд времени (Фр).
- Ответственность за налоговые правонарушения
- 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- 11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
- 12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
- Рынок. Типы рынков. Инфраструктура рынка.
- Уровень использования производственных мощностей предприятий сферы сервиса. Понятие «узкие места» в производственных процессах.
- Налоги и налогообложение. Экономическое содержание налога, функции, элементы налога. Прямые и косвенные налоги. Федеральные, региональные и муниципальные налоги.
- Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.
- Изменения спроса и величины спроса
- Производственные ресурсы предприятий сферы сервиса.
- Налоги на добавленную стоимость. Экономическая роль ндс. Объект налогообложения. Плательщики ндс. Налоговая база по ндс. Ставка ндс.
- 140. Равновесная цена в рыночной экономике.