Финансовое законодательство
Финансовое законодательство Германии регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. Оно является неотъемлемой частью конституции государства, обеспечивающей материальные основы его деятельности. Взаимосвязь между конституцией и финансовым законодательством особенно четко показывает взаимосвязь обоих порядков.
Конкретизированное в ст.ст. 30, 70–75 и 83–916 Основного закона разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами не имело бы реального содержания, если бы для решения государственных задач не предоставлялись соответствующие материальные средства.
Разделение средств, необходимых для решения государственных задач, между федерацией, землями и общинами, основывается на ст.ст. 104а – 107 Основного закона. Основные положения этих статей таковы:
1. В области распределения задач (ст. 104а Основного закона):
а) федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач, если Основной закон не предусматривает иного порядка;
б) если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью, несет федерация;
в) федеральные законы, предусматривающие денежные затраты и устанавливающие, что часть расходов (от четверти и более) приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;
г) для предотвращения нарушений общехозяйственного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь по наиболее крупным инвестиционным проектам земель и общин.
2. В области получения средств путем использования определенных источников доходов (ст. 105 Основного закона):
а) федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующих таможенные пошлины и финансовые монополии;
б) федерация имеет конкурирующее законодательство в области налогов, если их взимание является ее исключительным или частичным правом (ср. нижеследующий п. 3), если какой-то вопрос не может быть эффективно решен на основе законодательства отдельных земель, если решение какого-то вопроса на основе законодательства одной земли нанесло бы ущерб интересам других земель или всего сообщества в целом или если этого требуют интересы сохранения правового или экономического единства;
в) земли имеют право издания законов, предусматривающих взимание местных налогов;
г) федеральные законы о налогах, поступления от которых частично или полностью поступают в распоряжение земель, нуждаются в одобрении со стороны бундестага.
3. В области распределения налоговых поступлений (ст. 106 Основного закона):
а) федерации, землям и общинам выделяются различные налоги;
б) федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога (после вычета установленной федеральным законодательством доли, отчисляемой в пользу общин в размере 15%) и корпорационного налога федерация и земли получают половину. Доли федерации и земель в поступлениях от налога с оборота регулируются федеральным законом. Из доли земель в земельно-федеральных налогах определенная часть, устанавливаемая земельным законодательством, отчисляется общинам.
Обрисованное выше распределение средств в силу различной ситуации в землях в отношении структуры населения, рабочей силы и экономики в целом приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель и общин коллективными благами (например, детскими садами, разного рода школами, больницами, домами для престарелых, транспортными средствами, консультационными службами и т. д.). Эти различия не должны становиться слишком большими, чтобы не возникало чрезмерно больших расхождений в возможностях граждан в плане развития личности и жизненных шансов.
Каждый гражданин Германии должен вне зависимости от того, где он проживает, иметь примерно одинаковые возможности развития (например, возможности социализации в детском саду и в местах проведения свободного времени и т. д.) с примерно одинаковыми жизненными условиями, определяемыми, в частности, транспортной ситуацией, качеством окружающей среды и наличием рабочих мест. Цель, формулируемая как "сохранение единообразности жизненных условий", зафиксирована даже в ст. 72, абз. 2 Основного закона.
Если учитывать различное распределение средств, эта цель достижима только тогда, когда выровнены различия в финансовых возможностях отдельных земель и общин. Поэтому ст. 107, абз. 2 Основного закона предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать также финансовые возможности и финансовые потребности общин.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона