logo search
продолжение2

1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.

Реализация принципа нейтральности налогообложения фактиче­ски оказывает неравномерное влияние на финансовое положение предприятий различных отраслей экономики. Сохраняется зависи­мость благосостояния страны от сырьевого сектора экономики и ми­ровых цен на нефть и газ. Для осуществления структурных преобра­зований экономики и развития предпринимательства в важных для общества сферах деятельности должен доминировать принцип эф­фективности налогообложения. Следует целенаправленно использо­вать систему дифференцированных налоговых льгот для приоритет­ных отраслей экономики. При изменении принципов налоговой по­литики целесообразно учитывать отраслевые особенности и эконо­мические последствия налогообложения.

Эффективность финансовой системы во многом зависит от суще­ствующих межбюджетных отношений. В настоящее время в дейст­вующем механизме таких отношений не соблюдается курс на даль­нейшее развитие бюджетного федерализма. Это подтверждается тем, что уровень собственных доходов в региональных и местных бюдже­тах снижается. Так, в консолидированных бюджетах субъектов Феде­рации с 1993 г. по 2000 г. отмечалась устойчивая тенденция роста удельного веса собственных доходов с 13,3% до 44,6%. Затем процесс пошел в обратном направлении: 2001 г. — 42,3%, 2002 г. — 38,4%. В 2001 г. произошел резкий рост диспропорций между доходами и расходами по вертикали бюджетной системы. В 2000 г. на федераль­ном уровне доля доходов превышала долю расходов на 6,9 процент­ных пункта, в 2001 г. — уже на 14,1%, в 2002 г. — на 11,8%. Доля доходов местных бюджетов сократилась с 21,6% в 1999 г. до 14,5% в 2001 г., а в 2002 г. она стала еще меньше — 12,4%'.

Усиление централизации налогов в федеральном бюджете отри­цательно сказывается на развитии как высокообеспеченных, так и малообеспеченных территорий, несмотря на то, что последним в по­рядке перераспределения через вышестоящий бюджет частично воз­мещаются выпадающие доходы. Происходит замена имеющихся, хо­тя и недостаточных для них, налогов дотационными формами меж­бюджетного регулирования.

Таким образом, из двух функций, которые выполняют межбюд­жетные отношения (выравнивающей и стимулирующей), в последние годы все более преобладающей становится выравнивающая, что при­водит к снижению заинтересованности органов власти территори­альных образований в наращивании налогового потенциала и рацио­нальном расходовании бюджетных средств.

Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений долж­но быть направлено на четкое разграничение расходных полномочий и соответствующих им доходных источников между уровнями бюджет­ной системы при относительно стабильном налоговом и бюджетном законодательстве.

15.2. Проблемы государственного долга России

' Игудин А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003. - №5. - С. 8-9.

Государственный долг является следствием экономической по­литики государства. Привлечение займов для решения различных социально-экономических задач осуществляют практически все страны мира. Государственный долг оказывает противоречивое воз­действие на экономическое и финансовое положение страны. Внут­реннее и внешнее заимствование неодинаково влияют на величину финансовых ресурсов, платежный баланс и рост экономической ак­тивности нации. Внешние заимствования вызывают увеличение об­щего объема финансовых ресурсов в стране, способствуют увеличе­нию совокупного спроса на товары и услуги национального произ­водства. Внутренние заимствование приводят лишь к перераспреде­лению имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики и оказывают существенное влияние на денежное обращение, отвлекая крупные средства из реального сектора сферы услуг. При этом про­исходит перераспределение налогового бремени между нынешними и последующими поколениями, что не совсем справедливо по отноше­нию к последним.

Огромные изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга, приведут к сокращению благосостояния населения и снижению инвестицион­ной активности хозяйствующих субъектов, что можно наблюдать в российской экономике.

Важная проблема — как распорядиться привлеченными ресурсами. Так, с 1998 по 2001 гг. одним из основных источников привлечения внешних ресурсов в России были кредиты международных финансо­вых организаций (МФО). Из 5950 млн долл., полученных в 2000 г., от 4350 до 4550 млн долл. были средства, направленные по линии МФО, и прежде всего через МВФ и МБРР. На ^сентября 2001 г. МБРР фи­нансировал 41 заем на общую сумму 11,71 млрд долл. На что же и с какой эффективностью расходовались эти ресурсы?

По материалам Счетной палаты РФ, операционные расходы групп реализации проектов за период с 1995 г. по первое полугодие 2001 г. составили 65,4 млн долл., доля фонда оплаты труда в их структуре — 42,3 млн долл., или 63%. Заработная плата руководите­лей групп реализации проектов была выше, чем средняя начисленная в сфере управления Российской Федерации, в 27 раз, а технических секретарей — в 5 раз. Дополнительно израсходовано на консультаци­онные услуги 319 млн долл. При этом большинство работ, выпол­ненных высокооплачиваемыми иностранными консультантами, ока­зались фактически невостребованными.

Все займы МБРР не были завершены в намеченные по согла­шениям сроки. Даты закрытия многих проектов многократно пере­носились. Обнаружены многочисленные финансовые нарушения в ходе реализации проекта. Не была произведена оценка их эффек­тивности, поскольку не существует методики, которая бы позволи­ла оценить, насколько займы МФО стали инструментом достиже­ния социальных и экономических целей, т.е. их социально-экономи­ческую эффективность7.

В трансформирующейся экономике внешние и внутренние за­имствования используются в основном на текущее потребление, вы­плату заработной платы, пособий, пенсий и т.д. Заемные средства не вкладываются в высокодоходные инвестиционные проекты, новая добавленная стоимость не создается, поэтому нет основы для возвра­та кредитов. Российское правительство осознало это лишь в 2001 г. В бюджетном послании Президента РФ на 2002 г. говорится о том, что Российская Федерация отказывается от доказавшей свою неэффек­тивность практики приатечения под государственные гарантии ино­странных связанных кредитов, от кредитов МФО на оказание кон­сультационных услуг. Данные выводы справедливы и по отношению к эффективности многих других видов государственных внешних и внутренних займов.

Значительный внешний и внутренний долг существенно услож­няет развитие трансформирующейся экономики России. Изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженно­сти отодвигает на длительное время возможность осуществления ин­вестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технический прогресс, повышение заработной платы бюджетникам и военным, пенсий и стипендий.

Проблема с выплатой долга может быть относительно безболез­ненно решена при ежегодном росте экономики на 7—10%, что в России еще не достигнуто. Но несмотря на это, официальная пози­ция Правительства РФ по вопросам долговой политики направлена на то, чтобы: осуществлять все выплаты по государственному долгу с опережением графика платежей; вести переговоры и использовать геополитическую ситуацию для облегчения долгового бремени; эф­фективно управлять госдолгом; активно добиваться реструктуризации и списания задолженности Российской Федерации.

Укрепление финансовой системы в трансформирующейся эко­номике требует также более полного учета возможностей финансово­го рынка для активизации инвестиционной деятельности путем соз­дания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов.

КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ

Важное место в макроэкономическом исследовании трансформи­рующейся экономики занимает изучение эволюции кредита и кре­дитных отношений: становления кредитных отношений, адекват­ных рыночной системе, их особенностей, определяемых развитием внутренних противоречий, а также условиями, характером и меха­низмом их функционирования. Большое значение для этого име­ет анализ развития и современного состояния кредитных отноше­ний, их отличий от кредитных отношений в развитых странах.