logo search
Проблемы функционирования финансовой системы региона - Богачев Е

Оглавление

предисловие 6

ВВЕДЕНИЕ 8

1. ФИНАНСЫ государства И СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 10

1.1. Финансы как экономическая категория 10

1.2. Структура финансовой системы государства 28

1.3. Источники финансовой информации 43

2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 62

2.1. Функции финансов в экономике региона 62

2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе 74

2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан 88

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 102

3.1. Финансовый рынок в регионе 102

3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений 122

3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона 146

4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РЕГИОНА 161

4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов 161

4.2. Методы управления финансовой системой региона 183

4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан) 195

5. Банки как основа финансовой системы региона 206

5.1. Взаимодействие банков и корпораций 206

5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний 226

5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков 230

Заключение 243

Литература 248

предисловие

Перемены, происходящие в Российской Федерации и ее субъектах, заставляют постоянно искать новые подходы для решения возникающих проблем. Эти проблемы влияют на различные области нашей жизни, но особенно чувствительны они в сфере законодательства и финансов, поскольку именно эти две сферы непосредственно связаны с профессиональной деятельностью практически всех граждан.

В этой связи, в представленной вашему вниманию монографии сделаны попытки обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт управления и оптимизации региональных финансов, как самостоятельной части общегосударственных финансов. Особое внимание уделено опыту и проблемам Республики Татарстан, так как авторы занимаются своей профессиональной деятельностью именно в этом субъекте Федерации.

Однако, в самом начале хотелось бы уточнить некоторые теоретические вопросы. В настоящее время существуют различные трактовки понятия "переходная экономика". Для целей данной работы принципиальное значение имеет, на наш взгляд, подход с позиций институциональных изменений.

Любой нециклический перелом в экономическом развитии можно рассматривать как разрыв привычных закономерностей общественного воспроизводства – "переходную экономику".

Для уточнения предмета анализа необходимо также уточнить понятия "институционализм" и "институты". "Старый" институционализм связан с именами Т. Веблена (собственно понятие "институтов" как "устойчивых привычек мышления присущих большой общности людей" и теория эволюционного отбора институтов), У. К. Митчелла и Дж. Р. Коммонса основоположника "контрактной (институциональной) экономики". Акцент на роли институтов в экономических явлениях с начала XX века связан с критикой общепринятой экономической теории игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения.

"Новый" институционализм или "новая институциональная экономика" (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер, Г. Демсец, М. Олсон и др.) выводит за рамки анализа основной предмет "старого" институционализма – культурные и психологические привычки и стереотипы. Основное внимание концентрируется на анализе институтов как наборе правовых норм и неформальных правил, жестко направляющих экономическое поведение индивида (в первую очередь – в соответствии с неоклассической традицией) и организаций.

Таким образом, институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя (наряду с технологией) различные виды издержек. С одной стороны, институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, письменные контракты, рыночные сделки, организационно-правовые структуры, а с другой – неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы и др.

В этой связи, необходимо, на наш взгляд, сделать два методологических замечания.

Во-первых, специфика переходной экономики такова, что "институциональные изменения", в отличие от общепринятого подхода, не только могут, но и должны анализироваться комплексно, т. е. в рамках всей "институциональной структуры" экономики.

Во-вторых, проблема состоит в невозможности глобального анализа всех "институтов". В целом для сопоставления прогресса в области институциональных изменений (в переходной экономике) как правило рассматривают трансформацию прав собственности, законодательство, состояние банковского сектора и другие.

Данные теоретические предпосылки стали основой настоящего исследования проблем функционирования финансовой системы региона (на примере Республики Татарстан).

Академик В. В. Бандурин