1. Сущность, цели и функции государства
По мнению Д. Норта, государство – это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных.
А.Н. Олейник считает, что государство следует рассматривать не в качестве «института, а в качестве «особой организации»». Государство – особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности.
Философ Дж. Дьюи рассматривал правительства как институциональные соглашения, которые обеспечивают создание и воспроизведение политического сообщества. Он утверждал, что политика должна быть связана с пересмотром правил, регулирующих поведение, включая экономическое поведение. При данном подходе государство рассматривается как институциональное устройство, которое может и должно осуществлять
государственную политику и управление.
Таким образом, государство является одним из главных институтов общества, точнее – системой институтов власти и управления, поддерживающих стабильность общества и участвующих в осуществлении институциональных преобразований.
Цели государства. Имеют место три подхода: автономно-государственный подход, подход групп интересов и подход эгоистичных бюрократов.
Автономно-государственный подход рассматривает государство как независимую силу с собственной целевой функцией, которая отличается от общественной целевой функции.
Для этого подхода характерны две проблемы. Во-первых, «автономное», или «хищническое», государство трактуется как унифицированная сущность. Такая трактовка затрудняет применение столь упрощенной модели к анализу реальной жизни. В условиях развивающейся бюрократии возникает конфликт интересов между правителем и бюрократами. Во-вторых, автономия государств может рассматриваться в разных аспектах и зависеть от особенностей страны, исследуемого периода времени и области
экономической политики.
Второй подход – подход групп интересов – трактует государство как арену, в пределах которой группы специальных интересов борются друг с другом или вступают в коалиции, для того чтобы влиять на решения государства, в том числе и о перераспределении доходов среди групп.
Группа специальных интересов – совокупность агентов, характеризующихся совпадением экономических интересов, что означает заинтересованность каждого из участников группы в достижении соответствующих результатов. К таким группам относятся партии, профессиональные союзы, организации предпринимателей, другие формальные и неформальные структуры. Для того чтобы группа интересов могла проявить себя как реальный субъект, она должна быть способной к целенаправленному коллективному действию.Коллективное действие обеспечивает создание общественного блага, а условием коллективного действия выступает использование избирательных (селективных) стимулов.
Согласно М. Олсону, избирательные стимулы – это стимулы, применяющиеся к индивидам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.
Для подхода групп интересов в целом характерны следующие недостатки.
Во-первых, предполагается, что будут представлены все группы интересов. Однако даже идентичные предпочтения не обязательно будут продемонстрированы, поскольку существует проблема коллективного действия. Как следует из теории коллективного действия, способность группы успешно отстаивать свои интересы зависит от величины и
однородности группы, наличия некоторой схемы избирательных стимулов, частоты и продолжительности взаимодействия членов группы и идеологии.
Во-вторых, существует проблема формирования «повестки дня». Даже если может быть преодолена проблема безбилетника, все интересы трудно представить. В стране всегда существуют социальные нормы и идеология, согласно которым некоторые проблемы просто не могут быть включены в «повестку дня» для общественного обсуждения, и поэтому почти невозможно организовать группу интересов вокруг таких проблем. Другими словами, существующая политика, структура государственного аппарата, превалирующая идеология и социальные нормы влияют на то, какие типы групп интересов могут быть сформированы.
В-третьих, больше обращается внимание на результат политики групп интересов. Однако в действительности важна не только возможность, позволяющая какой-либо группе господствовать, но и природа такого господства. Иными словами, важно знать не только то, кто присваивает экономический излишек, но и то, как присваивается этот излишек. Политика
групп интересов может быть понятна только при подробном анализе процесса борьбы за политические и экономические права в обществе.
Третий подход – подход эгоистичных бюрократов – основан на предположении о том, что бюрократы не отличаются от других индивидов в преследовании собственных интересов и стремятся максимизировать бюджет своих ведомств.
Критика подхода эгоистичных бюрократов может состоять в следующем.
Во-первых, возможности для реализации бюрократической личной выгоды в странах различны, зависят от институциональных рамок и организации политического процесса.
Во-вторых, бюрократы могут действовать не только эгоистично. Часто бюрократы считают себя выразителями общественного интереса и действуют так, чтобы способствовать его осуществлению.
Цели государства будут зависеть от того, какого рода интересы будут господствовать, и оказывать на него давление, насколько государство стойко к этим требованиям, каковы цели высших политических деятелей, эффективно ли они контролируют бюрократию, как бюрократов нанимают на работу, какой идеологии придерживаются бюрократические круги и т.п. При этом можно плодотворно использовать выводы всех трех подходов.
Цели государства реализуются в его экономической политике и государственном регулировании. В большинстве стран по мере накопления опыта государственного регулирования постепенно сокращалось количество целевых параметров. В настоящее время правительства развитых стран принимают во внимание две стратегические цели: достижение устойчивого экономического роста и борьба с неуправляемой инфляцией.
Функции государства. К основнымфункциям государства А.Н. Олейник и другие экономисты относят:
· спецификацию и защиту прав собственности: при условии неравенства трансакционных издержек нулю распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;
· создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и искажениями;
· разработку стандартов мер и весов: деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества товаров и услуг, а в более широком плане – организовать денежное обращение, так как универсальная мера обмена есть одна из функций денег;
· создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами: инфраструктура рынка включает не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспорт, площадки для торгов и т. д.);
· правоохранительную деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов требует вмешательства третьей стороны (суда) для создания гарантий от их оппортунистического использования партнерами контракта;
· производство общественных благ: ввиду проблемы безбилетника требуется использование государством принуждения для финансирования производства этих благ.
М.А. Сажина к предыдущим функциям добавляет формирование социоэкономико-экологической системы, повышение ее устойчивости, что связано с освоением новых сторон природной и социальной действительности, необходимостью гуманизации всех областей человеческой деятельности. Данная система не может сложиться стихийно, автоматически,
рыночными методами. Это – управляемый процесс на всех уровнях, и управляет этим процессом государство.
По мнению представителей НИЭТ, экономическая роль государства в условиях рыночной экономики сводится к осуществлению трех функций:
1) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря, правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;
2) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера, но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;
3) недопущение соединения в руках органов государственной власти двух направлений деятельности – осуществления властных полномочий и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в той или иной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Такое совмещение двух видов деятельности деформирует каждую из них, создает благоприятные условия для злоупотреблений властью и распространения коррупции. Государственное управление является одним из важных общественных благ и одновременно входит в минимальный набор функций, выполняемых государством в любой экономике. Качество и направленность государственного управления во многом обусловливает состояние экономических институтов. Недавние исследования в рамках НИЭТ показали, что качество институтов, функционирующих в экономике, – более важный фактор экономического роста, чем качество человеческого капитала и макроэкономической политики.
Функцией государственного управления является деятельность по принятию решений в областях:
=> формирования и использования средств государственного бюджета и иного государственного имущества;
=> принятия и обеспечения выполнения правил поведения субъектов за пределами государственных ведомств, т.е. граждан и различных организаций.
Функция государственного управления – исключительная прерогатива органов государственной власти и управления. Все прочие действия, не являющиеся актами принятия указанных решений, могут исполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления. Другими словами, процесс осуществления функции
государственного управления в принципе может предполагать участие в этой деятельности негосударственных организаций. Данное положение корреспондирует с одним из фундаментальных тезисов экономической теории трансакционных издержек об избирательной интеграции функций в рамках одной организации.
Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики как единой системы. С одной стороны, оно поддерживает функционирование рыночного механизма, а с другой – обеспечивает корректировку его действий и элиминирование негативных последствий.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов