1. Концепции бюджетной политики
Бюджетная политика является одним из важнейших направлений государственной экономической политики, поскольку через бюджет перераспределяется около половины ВВП страны. Государственный Бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.
Совокупные бюджетные доходы в % к ВВП, Норвегия – 59% Япония – 32,1%, Нидерланды – 54,9%, Венгрия – 51,2%, Германия – 46,1% Болгария – 32%, США – 36,3% Россия – 31,4%
Одной из основных проблем бюджета является его сбалансированность и выбор способа финансирования. Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:
1) Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов.
2) Стадией промышленного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период.
3) Текущей политикой расходов и доходов, может отклонять их величины в области долгосрочного тренда.
В современной экономической политике существует три основные концепции бюджетной политики:
- концепция бюджета, балансируемого на ежегодной основе;
- концепция сбалансированности Государственного бюджета на долгосрочной основе;
- концепция функциональных финансов.
Концепция бюджета балансируемого на ежегодной основе
Сбалансированность бюджета считается центральной целью государственной финансовой политики, что порождает ряд существенных недостатков:
- снижается эффективность встроенных стабилизаторов экономики;
- вызывает частые колебания налоговых ставок;
- снижает инвестиционную активность и эффективность распределения доходов.
Именно с такой политикой связывают кризис во времена «Великой Депрессии» и кризис 17 августа 1998 года в России, которые, по мнению многих ученых, связаны с сокращением совокупных расходов, усиленное жесткой бюджетно-налоговой политикой: увеличением налогов и расширением их базы сопровождаемое уменьшением государственных расходов. Сюда добавилась и жесткая денежная политика: ФРС США, обеспокоенная возможной инфляцией, сократила предложение денег на 25% в то время как уровень безработицы вырос до 25%. Таким образом, совместное проведение в условиях циклического спада жесткой кредитно-денежной и бюджетной политики, каждая из которых способствует сжатию экономики, многократно усиливает рецессию.
В России в августе 1998 года Правительство для получения транша от МВФ пошло на уменьшение государственных расходов, одновременно НБ уменьшил эмиссию денег. При этом увеличился выпуск ГКО, от которых банки вскоре начали избавляться ради выручки рублевой массы и конвертации ее в валюту, что резко снизило курс рубля. Это вызвало инфляцию, обесценивание финансовых и физических активов, реальные доходы населения уменьшились в 2-2,5 раза, произошло сжатие реального сектора экономики. Причина этого кризиса _ однонаправленность бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики правительства, в основе которой лежала концепция ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
Концепция сбалансированности бюджета на долгосрочной основе строиться на идее «встроенных стабилизаторов» и осуществлении государством антициклической политики. правительство воздействует на экономику через бюджетный дефицит. Цель дефицита в фазе экономического спада _ поддержать совокупные расходы и уменьшить силу спада, создавая условия для стабильности и будущего экономического роста.
Недостатком данной концепции является то, что существует вероятность возникновения такой ситуации. При которой экономический спад превышает экономический рост по силе и протяженности. Тогда нельзя сбалансировать бюджет на долгосрочной основе. Необходимо, чтобы действия данной концепции сочетались с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики, которые направлены на достижение полной занятости ресурсов.
Дискреционная политика может быть стимулирующая : рост государственных расходов и снижение налоговых ставок; и сдерживающая: снижение государственных расходов и рост налогов. Фактор времени осложняет дискреционную бюджетную политику вследствие действия Эффекта Танзи-Оливера: обесценивание денег за промежуток времени от получения дохода и поступления налога в бюджет.
Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматическое изменение уровня налоговых поступлений независимо от принятия решений правительством при помощи встроенных стабилизаторов: главные из них – пособие по безработице и прогрессивное налогообложение.
Концепция функциональных финансов основную задачу государственных финансов видит в обеспечении полной занятости и экономического роста. В соответствии с ней целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики в целом, а негосударственного бюджета. Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться, как дефицитом бюджета, так и положительным сальдо – это не страшно.
Проблема дефицита значительно менее значительна по сравнению с потерями общества вследствие продолжительных спадов. Первоочередным вопросом является циклическая сбалансированность бюджета, что предполагает ориетацию бюджетных расходов на динамику потребностей всей финансовой системы страны в ресурсах в зависимости от той или иной стадии экономического цикла. Ежегодная сбалансированность бюджета – второстепенная проблема. Дефицит бюджета и государственный долг исчезнут в фазе экономического роста при помощи внутренних стабилизаторов.
Основная задача функциональных финансов сводиться к согласованию интересов государства, предпринимателей и потребителей в экономике. использование данной концепции позволяет сконцентрировать внимание на главной цели экономической политики государства – создание условий для обеспечения безопасности, благополучия и высокого уровня жизни граждан.
Функция финансового обеспечения бюджета реализуется не через увеличение налоговых изъятий, а путем максимизации всех ресурсов общества. Текущие расходы бюджета – это способ увеличения потребительского спроса на рынке товаров и услуг.
Недостатком концепции функциональных финансов является тоя, что она содержит некоторую неопределенность сточки зрения величины бюджета, его дефицита, возможности его наполнения за счет инфляции. В экономике при полной занятости и при полном использовании производственных мощностей снятие качественных и количественных ограничений с дефицита бюджета и доходов государства, скорее всего, приведет к инфляции. В то же время увеличение бюджета и его дефицита одновременно означает расширение участия государственного сектора в экономике за счет перераспределения ресурсов из частного сектора. Это может снизить эффективность экономики в целом.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов