4.Квазифискальная деятельность государства
Нацбанк и другие государственные финансовые и нефинансовые учреждения имеют возможность влиять на баланс государственного сектора, не воздействуя при этом на измеряемый в общепринятом порядке бюджетный дефицит. Это такие виды деятельности, осуществляются в русле решения «тактических» задач, но не финансируются непосредственно из бюджета. Возникает скрытый дефицит бюджета, который снижает величину формального дефицита и государственного долга.
Классификация квазифискальных операций
1) Операции в финансовой системе:
А. субсидирование кредитов:
- административное установление процента по кредитам ниже рыночного уровня.
Б. преференциальная политика:
- кредиты для предприятий и банков с недостаточным обеспечением и сомнительные в плане возврата кредиты;
- кредитные гарантии;
- принуждение коммерческих банков к хранению своих резервов на беспроцентном счете в Центральном банке;
- лимиты кредитования;
- операции по санации.
2) Операции, касающиеся валютного курса:
- приобретение иностранной валюты в системе множественности курсов;
- депозиты на покупку иностранных активов;
- гарантии валютного курса; субсидирование страхования от изменения валютного курса.
3) операции касающиеся реального сектора:
- взимание выплат по тарифам ниже рыночных;
- предоставление некоммерческих услуг, например, социальных;
- ценовая политика, подчиненная бюджетным доходам;
- оплата поставщиков по ценам выше коммерческих;
- задолженность предприятий бюджету.
Квазифискальные операции оказывают негативное влияние на экономику, поэтому можно выделить несколько основных причин, по которым они заслуживают отдельного внимания:
1) Эти операции изменяют распределение ресурсов, увеличивая долю государственного сектора в экономике;
2) Убытки внебюджетных учреждений, вследствие квазифискальных операций. Могут повлиять на стабильность финансовых рынков;
3) В долгосрочном периоде квазифискальные операции являются помехой в проведении структурных реформ.
Поэтому для более реальной оценки сбалансированности государственного сектора в бюджете необходимо делать поправку на административный ресурс учреждений имеющих право на обложение налогами и на эмиссию платежных средств.
Квазифискальные операции Нацбанка можно разделить на две группы:
К первой относятся те операции, результаты которых отражаются на балансе банка – займы коммерческим банкам, которые финансируются за счет денежной эмиссии.
Ко второй относятся такие операции, которые влияют на счет прибылей и убытков, например, рефинансированный кредит для экспортеров.
Квазифискальные операции сокращают объем прибыли Нацбанка, но при условии перевода 100% прибыли в бюджет, НБ покрывает убыток за счет сокращения резервного фонда.
К квазифискальным операциям Нацбанка относится также предоставление кредитов с преференциальным начислением процентов – это одна из форм субсидирования субъектов с повышенным риском.
В условиях, когда Нацбанк не имеет свободы действий, он часто бывает вынужден выдавать кредиты банковскому сектору для нужд льготного кредитования, так называемых, «приоритетных» отраслей экономики.
Операции по санации банков также относятся к квазифискальным операциям Нацбанка. По сути, это все дополнительные государственные обязательства и расходы. Они оказывают влияние на экономику страны и ее финансовую устойчивость, но не имеют отражения в бюджете.
В переходной экономике в условиях неразвитого финансового рынка дефицит ГБ финансируется главным образом путем кредитования Нацбанком, что является квазифискальной операцией. Есть три формы прямого финансирования правительства Нацбанком: овердрафт на счете бюджета, прямые займы и покупка государственных ценных бумаг на первичном рынке.
Кредитование правительства увеличивает денежную базу, поэтому, для избегания инфляции НБ вынужден прибегать к стерилизации чрезмерного роста денежной массы и обычно за счет ограничения кредита для негосударственного сектора, что тоже есть квзифискальная операция.
Нацбанк может снижать процент по кредитам для правительства так же косвенным путем, например, устанавливая высокую норму обязательного резервирования для банков с обязательным условием хранения на беспроцентных счетах. НБ ссужает эти резервы правительству поставке ниже рыночной. Другой пример – это предоставление права банкам держать часть банковских обязательных резервов в государственных ценных бумагах, позволяет снижать их доходность.
В реальном секторе квазифискальная деятельность может заключаться в ослаблении платежной дисциплины для некоторых субъектов хозяйствования, обычно это крупные государственные промышленные предприятия, ЖКХ и сельхозпроизводители. В Республике Казахстан правительство поддерживает платежную дисциплину нетрадиционными способами, например, взысканием дебиторской задолженности, предоставлением налоговых преференций виде отсрочек уплаты налогов или налогового кредита. Широко применяется такая разновидность квазифискальных операций, как – льготное кредитование «приоритетных» отраслей экономики, например, сельского хозяйства и жилищного строительства. Эти кредиты относятся к трудновозвращаемым и Нацбанк вынужден рекапитализировать коммерческие банки, попадающие в затруднительное положение.
Следующая разновидность квазифискальных операций – это существование внебюджетных фондов: различные инновационные фонды, налог с несуществующей выручки по факту отгрузки товара, а не после его оплаты. Это отрицательно влияет на финансовую устойчивость предприятий.
Перекрестное финансирование коммунальных услуг, социальные расходы промышленных и сельхоз предприятий, которые вынуждены финансировать социальную сферу, льготные цены на топливо для сельхозпроизводителей.
Квазифискальная деятельность государства дает основание судить, что его обязательства не соответствуют его ресурсам. Это является свидетельством избыточного государственного вмешательства в экономику и отсутствия координальных реформ в реальном секторе, в результате чего хозяйственные субъекты нуждаются в дотациях государства.
С учетом всего объема квазифискальных операций реальные размеры расходов и обязательств государства и соответственно финансового дефицита будут превышать официальные показатели бюджета. Это может стать причиной неплатежеспособности или неисполнения государственных обязательств в будущем, а так же объясняет серьезные проблемы в реальном секторе экономики и достаточно напряженное исполнение бюджета.
Выводы
В экономике при полной занятости и при полном использовании производственных мощностей снятие качественных и количественных ограничений с дефицита бюджета и доходов государства, скорее всего, приведет к инфляции. В то же время увеличение бюджета и его дефицита одновременно означает расширение участия государственного сектора в экономике за счет перераспределения ресурсов из частного сектора. Это может снизить эффективность экономики в целом.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов