5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
Функции СРО: подготовительная и отчетная.
Подготовительная функция направлена на исполнение обучающимися полученных заданий вне аудиторий: чтение лекции, дополнительной литературы, решение ситуаций, задач, тестов, конспектирование, написание рефератов, докладов и другие.
Отчетная функция СРО заключается в сдаче обучающимися выполненных заданий: устный ответ, письменное оформление работы, написание эссе, выступление с докладами и презентациями и другие. Данная функция осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового учета и оценки знаний обучющихся.
Выполнение заданий по СРО необходимо начинать с изучения теоретического материала по теме, представленного в УМКД, затем обратится к материалам рекомендованных учебников и учебных пособий по дисциплине.
Контроль знаний по заданиям СРОосуществляется в форме промежуточного контроля и оценивается в 100 балльной шкале.
Основная часть заданий СРО сдается в форме реферата. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предложенных .
Структура и правила оформления реферата:
1. Размер реферата (не включая титульный лист и список использованной литературы) – 7–9 листов: Times New Roman, 12 или эквивалент, интервал 1.5, стандартные поля.
2. Все приводимые цитаты должны быть заключены в кавычки. Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники.
4. На титульном листе реферата должны быть указаны:
- название предмета, по которому Вы сдаете реферат;
- тема реферата;
- Ваши фамилия, инициалы и номер группы.
5. Реферат должен включать в себя следующие выделенные в тексте разделы:
Введение.
Данный раздел должен содержать следующее:
- очень краткий пересказ статьи, освещающий суть рассматриваемого взаимодействия/института/явления;
- постановка проблемы в рамках выбранной темы;
- обоснование выбора для анализа данной темы и проблемы.
Основная часть.
Данный раздел посвящен непосредственно раскрытию темы, он должен занимать не менее 2/3 объема работы и освещать следующие вопросы:
- анализ рассматриваемого в статье взаимодействия/института/явления с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария;
- анализ и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов и/или предлагаемые студентом (исходя из проведенного анализа) выводы и направления решения проблемы.
Попытки применения в анализе аппарата теории игр и построение простых качественных моделей описываемых явлений/взаимодействий не являются обязательными, но всячески приветствуются.
Заключение.
Данный раздел посвящен обобщению полученных в ходе анализа выводов. Он должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.
Список литературы.
Данный раздел должен содержать использованные при написании реферата источники (в том числе и Интернет-источники), включая источник, из которого была взята анализируемая статья.
№ недели | Название темы | Задания для СРО и форма контроля знаний | Объем в часах |
1 | 1.Генезис и концептуальные особенности институционализма | 1.Истоки институционализма. Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. 2.Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма. 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» нституционализма. 4.Сравнительные предметно-методологические характеристики «старого» институционализма и неоинституционализма. Форма контроля: реферат, доклад, презентация | 6 |
2 | 2.Введение в институциональный анализ | 1. Особенности предмета и общая характеристика методов институциональной экономики. Методологические принципы институционализма. 2. Модель человека в институциональной экономике. 3. Теория игр и экспериментальной экономики как методы институционального анализа. Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
3-4 | 3.Институциональная теория государства | 1.Контрактное государство по Дж. Умбеку 2. Эксплуататорское государство по М. Олсону. 3. Синтетическая теория государства Д. Норта. 4. Провалы государства, связанные с проблемой информации. 5. Провалы государства, связанные с проблемой поиска ренты Форма контроля: написание эссе | 12 |
5 | 4.Институциональные изменения | 1. Виды институциональных изменений 2. Теория общего равновесия Эрроу-Дебре 3. Концепции В.Репке относительно обменных механизма 4. Институциональная ловушка: сущность и причины Форма контроля: написание эссе | 6 |
6 |
| 1. Концепции экономического популизма. 2. Экономический либерализм Ф. Хайека. 3. Классовый подход в коммунистической концепции экономической политики. 4. Монетаризм как теоретическая основа экономической политики. 5. Кейнсианский подход в экономической политике. Форма контроля: написание эссе | 6 |
7 | 6. Построение концепции экономической политики | 1. Концепция экономической политики Республики Казахстан. 2. «Тетчеризм», концепция экономической политики М. Тэтчер. 3. «Рейгономика», концепция экономической политики Р. Рейгана. 4. Концепция экономической политики России. 5. Экономическая концепция фашизма. 6. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
8 | 7.Трансформационная экономическая политика | 1. Порядок, формы, противоречия и результаты приватизации в РК. 2. Трансформационные процессы в области финансов в РК. 3. Проблемы установления конкурентного порядка в экономике РК. 4. Либерализация внешнеэкономической деятельности в РК: формы и последствия. 5. Особенности казахстанской модели рыночных реформ. Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
9 | 8.Экономическая политика «социального рыночного хозяйства» | 1. Теоретико – методологические основы концепции «социального рыночного хозяйства» 2. «Гамбургский план» и его реализация. 3. Роль конкуренции в различных моделях организации экономики. 4. Социальная политика в различных концепциях экономической политики. 5. Внешнеторговая политика в различных концепциях экономической политики. Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
10 | 9.Бюджетная политика государства | 1. Бюджетная политика стран с развитой рыночной экономикой 2. Концепция «функциональных финансов» и ее применение в различных областях экономической политики 3. Государственный долг, его причины и методы финансирования 4. Причины и последствия кризиса экономики в 1998 году 5. Квазифискальная деятельность государства: цели, виды и последствия Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
11 | 10.Налоговая политика | 1. Налоговая политика развитых стран 2. Налоговая политика Республики Казахстан 3. Налоговые льготы и особенности их применения 4. Стимулирующая функция налогов 5. Налоги и структурная политика государства Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
12 | 11.Денежно-кредитная политика | 1. Кредитно-денежная политика ФРС США 1999-2014 г.г. 2. Кредитно-денежная политика Республики Казахстан. 3. Современные концепции кредитно-денежной политики 4. Кредитно денежная-политика ЦБ России 1998-2014 г.г. Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
13 | 12.Инновационная политика государства | 1. Государственное управление инновационными рисками 2. Парк высоких технологий, их роль и особенности деятельности 3. Центры трансформации технологий, их функции и значение 4. Национальные инновационные системы Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
14 | 13.Социальная политика государства | 1. Социальная политика Республики Казахстан. 2. Роль профсоюзов в развитии социальной защиты населения. 3. Скандинавская модель социальной политики государства. 4. Англо-саксонская модель социальной политики. 5. Южно-европейская модель социальной защиты. 6. Социальная политика США Форма контроля: реферат, доклад, презентациия | 6 |
15 | 14.Институциональные преобразования казахстанской экономики |
Форма контроля: написание эссе | 6 |
| Всего |
| 90 |
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов