3. Концепции кредитно-денежной политики
Кейнсианская концепция. Теоретическая концепция воздействия денежного предложения на важнейшие макроэкономические показатели была впервые сформулирована Дж. Кейнсом и получила название «денежной трансмиссии»- это механизм, посредством которого финансовые инструменты, используемые центральными банками влияют на экономические процессы и, в первую очередь, на инфляцию и экономическую активность.
В структуре трансмиссионного механизма обычно выделяют отдельные каналы, представляющие собой цепочки макроэкономических переменных, по которым передается экономике влияние изменений в инструментальных переменных денежно-кредитной политики: кредитный канал; процентный канал; канал обменного курса.
Импульсы изменений, генерируемые денежными властями, воспринимаются экономикой в течение определенного периода: сначала изменения в денежной базе отражаются в изменении общей ликвидности банков, процентных ставок, валютного курса, цен на финансовые активы и условиях кредитования; затем изменения финансовой конъюнктуры влекут за собой изменения в расходах фирм и домашних хозяйств, их реальную экономическую активность. Степень реакции экономики на изменение денежного предложения (денежные шоки) зависят от номинальных жесткостей в экономике, препятствующих моментальности корректировки цен: негибкая зарплата, «липкость» товарных цен, ограничение доступа субъектов на финансовые рынки.
Классическая концепция кредитно- денежной политики может быть представлена исследованиями М. Фридмана и А. Шварца, в которых анализировались взаимосвязи денежного предложения и реальных циклов в экономике. Они доказывали на эмпирических моделях путем корреляционного анализа особенности взаимосвязи денег и реального объема производства.
Если кейнсианское направление главным инструментом маневрирования считает процентную ставку, при помощи которой можно уменьшать, или увеличивать инвестиции, то неоклассики своей главной мишенью выбрали непосредственное воздействие на денежную массу.
Денежное правило Фридмана гласит, заданный рост денежной массы определяет, при прочих равных условиях, пропорциональный рост цен.
Монетарные рекомендации Центральному Банку:
1) Политика ЦБ должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. Поскольку дефицитное финансирование расшатывает финансовую систему, стратегическим направлением следует считать сокращение государственного участия в распределении и потреблении национального дохода.
2) Согласно «денежному правилу» Фридмана, увеличение денежной массы надо проводить систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний в соответствие с ростом ВНП.
3) ЦБ обязан взять на себя заботу о поддержании стабильного роста денежной массы, не допускать ее сезонных и прочих колебаний.
4) ЦБ (ФРС США) надо лишить возможности регулирования нормы обязательных резервов коммерческих банков. Вместе с тем следует ввести 100% кредитного ресурса депозитной наличностью или вкладами в ЦБ. Тем самым достигается устойчивое обеспечение банкнот и чеков, а так же сужение мультипликативных возможностей коммерческих банков в создании денег.
«Денежное правило»- ограничитель спроса на деньги, сдерживающий использование печатного станка для покрытие государственных расходов.
Практика применения этой политики подсказала необходимость учета не только роста ВНП, но и снижение скорости оборота денег обусловленного ростом производных финансовых инструментов.
Современная концепция денежной политики ( Работы: Е. Лаппера, С. Симса, Т. Жа) основана на построении «векторных авторегрессий». Этот метод не ставит себе цель разработки оптимальной модели экономической политики, направленной на достижение макроэкономических целей, а на поиск эмпирических свидетельств относительно реакции макроэкономических переменных на шоки экономической политики. теоретические знания о природе экономических процессов определяют лишь набор переменных включаемых в модель, тогда как конечная спецификация экономической модели определяется эмпирически.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов