2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
При определении целей экономической политики следует руководствоваться следующими принципами:
- внутренняя непротиворечивость, т.е. цели не должны вступать в конфликт друг с другом или взаимоисключать, они могут быть либо комплиментарными (взаимодополняющими), либо нейтральными по отношению друг к другу. Например, бессмысленно провозглашать целью вступление страны в ВТО и одновременно считать целью внешнеторговой политики – защиту национальных производителей от внешней конкуренции.
- полнота перечня целей – перечень целей должен содержать все значительные цели, в противном случае невозможно провести систематический анализ концепции и обнаружить ее непротиворечивость.
- иерархия целей, цели должны быть разделены на более и менее важные, первоочередные и менее срочные. Достижение подцелей – предпосылка для достижения главных целей. Например, для достижения цели экономического роста необходимо добиться роста производительности труда.
- открытость целей – система целей должна быть построена таким образом, чтобы можно было понять, какие цели основные и как они соотносятся друг с другом.
- Согласованность органов – в отношении каждой цели должно быть определено ведомство, ответственное за ее реализацию, оно должно быть уполномочено и подотчетно.
- осуществимость целей – цели должны быть реалистичны и с политической и сэкономичской точки зрения.
- установление индикатора – цель должна иметь количественное выражение, с помощью которого можно установить насколько цель достигнута, эта процедура называется операцонализация.
- контроль за использованием инструментами – цели должны определяться так, чтобы результаты проведения политики по возможности связывались с используемыми инструментами, ответственность за которые возлагается на лиц, принимающих решения. Инструмент не должен одновременно использоваться и правительством и, например, Нацбанком, т.к. есть опасность противоречивых действий.
Постановка целей путем коллективного принятия решений.
В современных политических системах стабильное принятие решений, в которых произвол не должен иметь места, обеспечивается порядком принятия решения большинством голосов в сочетании с правовым государством и разделением властей, а также временным ограничением личной власти (одним мандатом). Принятие решений большинством голосов и нахождение компромиссов в условиях политической конкуренции – элементы рациональности в решении проблемы.
К. Эрроу сформулировал теорему невозможности, которая доказывает невозможность одновременного выполнения следующих очевидных требований при принятии решений по одной из двух альтернатив:
1) у всех есть право голоса, что исключает диктатуру;
2) только предпочтения в отношении этих двух альтернатив определяют принятие коллективного решения;
3) допустимы все мыслимые комбинации предпочтений принимающих решение;
4) если все лица предпочитают вариант А варианту Б, он должен быть реализован.
Дебаты между политическими группировками с противоположными интересами необходимы в обществе для того, чтобы политическая система вообще была способна выполнить адекватные решения и тем самым могла возлагаться ответственность за принятые решения. Эффективная конкуренция в политике не мыслима без определенных компетенций, ясно изложенных интересов, определенными общими целями компромиссами.
Пирамида целей
Цели, устанавливаемые политическими деятелями из желания потрафить представлениям граждан в их стремлении к достижению максимального общественного благосостояния. А для этого надо: мир, имущественная состоятельность, свобода и справедливость. Отсюда можно сформулировать высшие цели экономической политики:
Мир – это, чтобы не было войны с другими государствами (внешний мир), а также внутри государства (внутренний мир) и сохранение социального мира. Для сохранения внешнего мира нужна армия, для внутреннего мира – правовая база, судопроизводство. Для обеспечения социального мира должны существовать определенные механизмы урегулирования конфликтов, а также соответствующая экономическая и социальная политика.
Свобода – с точки зрения экономической политики, это: свобода предпринимательства, свобода выбора профессии и места работы, свободы потребления и инвестирования. Мероприятия в области обеспечения этих свобод проводятся в рамках политики поощрения конкуренции и политики вобласти образования.
Благосостояние – конкретизируется в таких показателях как: высокий душевой доход, обеспечение общественными благами, наличие природных ресурсов, а так же большое количество свободного времени у каждого жителя страны.
Справедливость – равенство возможностей для всех граждан. Может быть отдельной политической целью, для достижения которой используются инструменты образовательной и имущественной политики. Существенным аспектом справедливости является равенство возможностей различных поколений, в том смысле, что современное поколение не должно уменьшать возможности экономического развития последующих поколений. Равные права для всех граждан при поступлении на государственную службу, гласное судопроизводство, доступ к средствам массовой информации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов