2. Инструменты кредитно-денежной политики
Инструменты, при помощи которых государство достигает целей экономической политики в кредитно-денежной сфере подразделяются на:
- инструменты косвенного регулирования;
- Инструменты прямого регулирования;
- инструменты селективного регулирования.
Инструменты косвенного регулирования включают:
- Политику обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
- политика учетной ставки (дисконтная политика).
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Минимальные резервы выполняют две основные функции: во-первых, они, как ликвидные резервы, служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервирования ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции увеличивая норматив и вынуждает банки сократить объем активных операций.
При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм резервирования вызывает значительные сдвиги в объеме резервов и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут привести к нарушению денежного равновесия, поэтому, они осуществляются или во время инфляции, или спада производства, когда требуются сильнодействующие средства.
Операции на открытом рынке – считаются наиболее важным средством контроля денежного предложения, которое предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и населению на открытом рынке. При этом объектом купли-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но предпочтение отдается ГКО. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает их ресурсы, повышая кредитные возможности, и наоборот.
По форме проведения рыночные операции ЦБ могут быть прямыми и обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу ценных бумаг. Обратная операция заключается в продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по установленному курсу и сроку. Они имеют более мягкий эффект и по сути аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. ЦБ предлагает комбанкам продавать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности ЦБ, будут принадлежать коммерческим банкам.
Политика учетной ставки. С помощью этого инструмента ЦБ влияет на денежную базу и ликвидность банков – способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме.
Одним из способов повышения ликвидности является получение коммерческим банком кредита, который он может взять у других комбанков на межбанковском рынке или у Центрального Банка через, так называемое, учетное окно. Когда коммерческий банк берет ссуду. Он переводит центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением (обычно ГКО). ЦБ взыскивает процентные платежи по своим ссудам, предоставленным комбанкам. Такая ставка процента называется учетной.
Комбанки берут ссуды через учетное окно в двух случаях: во-первых, для пополнения обязательных резервов; во-вторых, если на взятую ссуду можно будет получить прибыль. С точки зрения коммерческого банка, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Падение учетной ставки поощряет комбанки к приобретению дополнительных ресурсов путем заимствования у ЦБ. Кредиты комбанков, опирающиеся на эти резервы, увеличивают денежное предложение и, наоборот, рост учетной ставки снижает их желание к получению дополнительных резервов и соответственно денежное предложение падает. Этот инструмент кредитно-денежной политики не столь эффективен, как предыдущие два.
Инструменты прямого регулирования:
Административное управление кредитом – этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние предприятия оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Метод количественных ограничений используется не так активно, а в некоторых странах вообще отменен.
Установление обязанностей коммерческих банков перед Центральным. ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относят нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. ЦБ может также устанавливать необязательные, так называемые, оценочные нормативы.
Инструменты селективного регулирования. Кроме основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается:
- предписываемой маржи;
- потребительского кредита;
- увещеваний.
Регулирование на фондовой бирже. Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной стоимости ценной бумаги. Она может повышаться при необходимости снизить спекулятивную скупку акций и понижают для оживления фондового рынка.
Влияние на потребительский кредит. Для сдерживания денежной массы ЦБ может повысить ставку процента или предписывает делать беспроцентный вклад в ЦБ при покупке кредитной карточки.
Регулирование с помощью убеждения. Увещевание означает использование «дружеского убеждения» - политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и для экономики в целом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов