4. Виды кредитно-денежной политики
Реальная кредитно-денежная политика не может опираться на какую-либо одну, «единственно верную» концепцию. Выбранная модель проведения монетарной политики зависит от того, как осуществляется выбор промежуточной и конечной цели денежно-кредитного регулирования и его последствий.
Гибкая, жесткая и эластичная денежно- кредитная политика. Если ЦБ избирает фиксацию ставки процента, он стремиться ее удержать, изменяя предложение денег. Чтобы не допустить рост процентной ставки под влиянием увеличения спроса на деньги ЦБ увеличивает предложение денег или путем покупки ГКО, или снижая норму обязательных резервов. Если же спрос этим не удовлетвориться, увеличение предложения денег приведет к инфляции. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой (жесткая политика). При фиксированной денежной массе рост спроса приведет к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что даст прирост предложения денег. Чтобы предложение денег было прежним, ЦБ может продавать ГКО и повышать учетную ставку.
Таким образом, фиксация процентной ставки (кейнсианская модель) может привести к инфляции, а зафиксировать предложение денег ЦБ не может, так как не контролирует его полностью. Поэтому он проводит эластичную кредитно-денежную политику, которая заключается в определенном расширении денежной массы при контроле темпов ее роста и корректировки по мере надобности процентной ставки на краткосрочных временных интервалах.
Политика «дорогих» и «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков: продает ценные бумаги, на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов; повышает процентную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, вводятся административные ограничения: понижают потолок выдаваемых кредитов, лимитируют депозиты, сокращают объем потребительского кредита.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводиться политика «дешевых денег». Она заключается в расширении объемов кредитования, ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает ГКО, снижает резервную норму и учетную ставку, создаются более льготные условия для получения кредита экономическими субъектами.
Выводы
Главная роль в кредитно-денежной политике принадлежит Центральному Банку, который может ускорять или сдерживать прирост денежной массы, вызывать повышение или понижение цены кредита. Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки независимы от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от изменений экономической конъюнктуры.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов