Тема 2. Введение в институциональный анализ
Цель: раскрыть вопрос формирования институционального анализа как специфического метода изучения экономических систем и процессов.
Содержание
Сущность институционального анализа.
Этапы институционального анализа.
Основные понятия по теме: институционализм, институциональный анализ, институциональная структура.
Институциональное направление экономической теории в настоящее время переживает новый этап своего развития – этап прикладных исследований, проведение которых невозможно без применения соответствующих инструментальных средств и методов. Одним из таких методов является институциональный анализ, позволяющий осуществить исследование структуры институциональной среды определенной области отношений экономических субъектов и служащий основой для проектирования институциональных изменений экономических систем.
Под институциональным анализом понимают широкое научное течение, представляющее собой совокупность научных доктрин, объединенных тем, что центральной категорией анализа считается понятие «институт» как устойчивая форма человеческого поведения и из институтов выводится все многообразие экономической и социальной жизни. Так как в конкретном обществе одновременно функционирует множество различных норм и правил, возможна постановка задачи исследования институциональной среды данного общества. Именно институциональная среда служит ограничивающей рамкой для свободного принятия решений экономических субъектов, задавая поле их саморегулируемости и равноправных контрактных отношений. Поэтому на основе анализа институциональной среды конкретных обществ и их экономических подсистем возможно объяснение различных социально-экономических результатов при одинаковых формальных воздействиях.
Некоторые авторы используют понятие «институциональная структура», определяя ее как «определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности». Однако представляется, что понятие «институциональная структура» является избыточным, так как «структура» сама по себе выполняет функции упорядочивания поведения или объектов, поэтому более удачным мы считали бы термин «структура институциональной среды» с тем же содержанием. При этом одни и те же нормы и производные институты могут являться составными частями, элементами различных более крупных институтов и нести различные смысловые нагрузки.
Институциональная среда структурно представлена отдельными институтами. Нормы и правила, входящие в их состав, регламентируют деятельность определенного круга субъектов, которые и являются единицами институционального анализа. Поэтому данный метод исследования необходимо предполагает выявление состава носителей той или иной нормы или правила. Признаками исследуемых институтов могут быть: — регламентируемая институтом область деятельности, сфера принятия решений; — тип номинального носителя института;
— множество номинальных (нормативных предполагаемых, формальных заданных) носителей института;
— множество фактических носителей института, принявших изучаемые нормы и правила к исполнению таким образом, что они действительно определяют поведение; — степень формализации института (отражение в нормативно-правовой базе или культурных образцах);
— степень устойчивости института (стадия формирования и период действия); — тип механизмов информирования номинального носителя института;
— тип механизмов контроля за соблюдением института.
Ограничив область деятельности, подвергаемой институциональному анализу, необходимо определить основных «игроков», взаимодействие которых оказывает влияние на состояние, функционирование и изменение данной области. Зная субъектов деятельности, по крайне мере выделив их типичных представителей, и наблюдая за их поведением можно сделать выводы относительно правил, это поведение определяющих. При этом важно, что эти «игроки» – субъекты деятельности – могут вступать в равноправные горизонтальные отношения, а могут образовывать структуры, предполагающие отношения власти и подчинения. Иерархия субъектов необходимо отразиться на иерархии выделяемых институтов. Различия во множествах номинальных и фактических носителях института, а также поведение, не соответствующее декларируемым правилам является, как правило, итогом наличия параллельных норм, подменяющим формальные. Данная ситуация свидетельствует об институциональном выборе субъектов деятельности и дает информацию для планирования институциональных трансформаций, когда при преобразовании правила формируется основа для изменения поведения и тем самым получения ожидаемых результатов. На основе высказанного можно сформулировать алгоритм институционального анализа экономических систем, в том числе систем управления ими, отражающий логическую цепочку «субъекты – деятельность – правила − оценка − оптимизация». Как видим, по сути, институциональный анализ представляется собой анализ норм и правил, регламентирующих отношения и поведения субъектов экономической деятельности, а также анализ состава самих субъектов.
Для проведения результативного институционального анализа и формирования системы управленческих действий на основании его итогов важно иметь в виду следующее. Под институциональными проявлениями часто подразумевают институционализацию формальных структур, т. е. законодательное закрепление механизмов взаимодействия людей в какой-либо области. Мы полагаем описанную выше трактовку суженной. Институциональный анализ должен предполагать:
- детальное изучение всех элементов институциональной среды конкретной области деятельности, включая ее неформальную составляющую, в которой следует искать параллельные нормы, служащие дополнением, заменой, подменой и пр. формальных норм в различных ситуациях;
- оценку процесса и результатов институциализации не структур, а социально-экономических отношений, поскольку институциональные нормы и правила регламентируют поведение и выбор индивидов как участников совместной деятельности. 2. С учетом высказанного сформулируем следующие этапы институционального анализа конкретной области экономической деятельности:
— выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в устойчивые отношения, связанные с имеющейся на практике или исследуемой проблемой; — выявление определенного типа (более или менее формализованного) совместной деятельности этих субъектов, возможно специфики их контрактных отношений; — определение специфических социальных норм и правил, т. е. социальных ожиданий, регулирующих поведение людей в рассматриваемой ситуации; — оценивание эффективности выделенных институтов (возможно на основе достижения цели, уровня доверия номинальных носителей и способности снижать трансакционные издержки); — поиск потенциальных институциональных ловушек в институциональном окружении норм и правил с недостаточной эффективностью;
— разработка сценариев возможной институциональной эволюции выделенных институтов; — проектирование системы управленческих действий по изменению существующего институционального обеспечения управленческой деятельности на необходимых уровнях для решения проблемы.
Результатом такого анализа являются:
- структура институциональной среды определенной области экономической деятельности; - нормативная институциональная модель деятельности;
- проект институциональной поддержки деятельности или в случае необходимости институциональных изменений ее составляющих.
Выводы
Развитие институционального анализа как метода исследований позволит расширить гносеологические возможности экономической науки, а также вооружить управленческую практику новым инструментом достижения целей.
Методические рекомендации к лекции
Изучение темы следует начать с определения сущности таких понятий как институты, анализ, институционализм.
Литература
Мамаева Л.Н. Институциональная экономика: курс лекций / Л.Н. Мамаева. – М.: Дашков и К, 2012. – 320 с.
Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. –Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – гл.2, с.42-71.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2000. – лекция №5-6, с.75-88.
Введение в институциональный анализ: Учеб. пособие / Под ред. В.Л.Тамбовцева. – М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 1996. - §1.1, 1.2.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория: особенности предмета и метода. – М.: ТЕИС, 2003.- Разд.3.
Вопросы для контроля теоретических знаний
В чем заключается сущность институционального анализа?
Какова цель и принципы институционального анализа?
Назовите основные этапы институционального анализа.
Какова роль и значение институционального анализа в современной науке?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов