1. Истоки институционализма
Институционализм как научное течение всегда был неортодоксальной экономической теорией и остается ею в настоящее время, кроме неоинституционализма, поглощенного неоклассикой. И хотя институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то время классической школе.
Таким научным течением была историческая школа и марксистская политическая экономия. Историки экономической мысли иногда называют Маркса первым институционалистом. В рамках марксизма мы находим традиционные для институционалистов объекты исследования, например большое значение отводится собственности. «Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а, следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде.
Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства». Действительно, приведенная цитата подтверждает этот тезис. «Достижения капиталистической эры» в современной терминологии представляют собой систему экономических и социальных институтов, определяющих условия функционирования экономических систем. Но современная экономическая действительность такова, что развитие экономических систем, основанных на рыночном обмене, происходит наряду с глобальным процессом персонификации производительных сил. Этому способствуют как институциональные, так и технологические факторы – развитие рынков, информационных технологий обусловливает развитие процессов индивидуализации присвоения.
Немецкая историческая школа представляет собой одно из главных неортодоксальных (для своего времени) направлений в экономической науке XIX века.
Основные представители. Старая историческая школа: Фридрих Лист(1789–1846), Бруно Гильдебранд (1812–1878), Вильгельм Рошер (1817–1894), Карл Книс (1921–1898). Новая историческая школа: Густав Шмоллер (1838–1917), Карл Бюхер (1847–1930), Луйо Брентано (1844–1931).
Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.
1. Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии.По мнению немецкой исторической школы, каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.
2. Антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии.
3. Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования.
4. Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
5. Отрицательное отношение к концепции экономического человека. Они отвергают представление об индивиде как человеке, свободном от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Короче говоря, человек – это культурное существо, ориентированное на общественные ценности.
6. Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учёт разнообразных внеэкономических факторов – этических, психологических и правовых.
7. Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящей в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
8. Благосклонное отношение к государственному вмешательству.Такое отношение вызвано, прежде всего, скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянииобеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов