5. Политика регулирования доходов
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:
социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
солидарность всех субъектов социальной защиты на основе ―социальных договоров‖, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.
Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов