18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд.
Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства.
Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.
В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности.
Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.
Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 .
19 мая 1990г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег. Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза.
Уже говорилось, что в 1991 году был принят закон " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".В большинстве случаев приватизация, осуществленная в России оказалась фактически всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда госаппарат, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности.
Если говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятий с различными формами собственности, в государственной программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось образование на базе государственных предприятий только АО открытого типа. Обосновывалось такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведет к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей государственной собственности для "народной приватизации" при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %.
Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.К 1991г. в России было приватизировано свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.Однако это же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать в глубоком экономическом кризисе.
Таким образом, можно сделать вывод. что приватизация государственной собственности, во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан.
Динамику развития предпринимательства можно охарактеризовать одним словом -- застой: количественные показатели развития предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 г.Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению многих предпринимателей и малых предприятий. Кроме того, усиливается существующая опасность замедления простого воспроизводства субъектов предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению этого сектора экономики.
В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
Первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России, состоялся в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов из всех регионов России. Перед съездом ставились следующие задачи:
привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства;
добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидировать предпринимателей.
В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания России. На пленарном заседании съезда были обозначены основные позиции делегатов, суть которых сводилась к тому, что малый бизнес может стать решающей силой в преобразовании и развитии экономики России, но при условии его признания и поддержки. Президент, представители правительства заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству.
По итогам съезда был принят указ Президента России, декларировавший конкретные меры по поддержке отечественного предпринимателя. После I Всероссийского съезда прошел ряд съездов в регионах России. В послесъездовский период в целом несколько «потеплело» отношение власти к предпринимательству. Активизировалось создание инфраструктуры поддержки предпринимательства. Однако надежды предпринимателей не оправдались. Принятые решения в большинстве своем осталось невыполненными. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.
- 1. Предмет, цели и задачи курса «об»
- 2. Взаимосвязи дисциплины «об» с другими курсами
- 3. Принципы изучения дисциплины «об»
- 4. Понятие предпринимательства и бизнеса
- 5. Субъекты, объекты и цели б
- 6. Виды б
- 7. См.Билет 5
- 8. Исторические этапы развития бизнеса в России
- 3Ий этап: XIV – XVIII вв.
- 4Ый этап: XVIII – начало XIX вв.
- 6Ой этап: начало XX века.
- 7Ой этап: предпринимательство социалистического периода.
- 8Ой этап: этап современного развития предпринимательства
- 9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.
- 10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
- 11. Развитие предпринимательства в XIV – XVIII вв.
- 12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
- 13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
- 14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
- 15) Развитие предпринимательства в период реформ Александра II
- 16) Деловой мир России конца XIX- начала XX века
- 17) Предпринимательство социалистического периода
- 18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
- 19) Мировой кризис 2007-2010 и предпринимательство
- 20. Организационно-правовые формы предпринимательства (опф)
- 21. Хозяйственные товарищества
- 22. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- По сравнению с другими юридическими лицами общество с ограниченной ответственностью имеет следующие преимущества:
- 23. Общество с дополнительной ответственностью (одо)
- Особенности:
- 24. Акционерные общества (ао)
- 25. Производственный кооператив
- 26.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 27.Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций.
- 28.Сущность предпринимательской среды
- 29. Внутренняя предпринимательская среда
- 30.Внешняя предпринимательская среда
- 31.Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
- 32. Функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 33. Приоритетные направления и механизмы государственной поддержки предпринимательства
- 34. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
- 35. Программы развития мсп
- 36.Инфраструктура поддержки развития предпринимательства
- 37.Административные барьеры, регулирующие деятельность предпринимателей.
- 38. Этапы создания собственного дела
- 39. Предпринимательская идея, её обоснование
- 40. Пути создания собственного бизнеса
- 41. Процесс покупки готового бизнеса
- 42. Организация бизнеса путем аренды предприятия
- 43. Организация бизнеса путем приобретения франшизы
- 44. Регистрация предпринимательской деятельности
- 45. Средства индивидуализации бизнеса
- 46. Выбор целевых потребителей бизнеса
- 2. Оценка потенциала рынка:
- 3. Оценка возможностей освоения сегмента рынка:
- 47. Стратегия и тактика ценообразования б
- 48. Выбор сбытовой системы
- 49. Выбор коммуникационной политики б
- 50. Сущность и значение культуры предпринимательства
- 51. Особенности предпринимательской культуры за рубежом
- 52. Предпринимательская среда: понятие и структура
- 53. Социальная ответственность предпринимателя.
- 54. Бизнес-план предпринимателя.
- 55. Структура и содержание основных разделов бп.
- 56. Этапы разработки бп.
- 57. Преимущества и недостатки предприятий малого и среднего бизнеса.
- 58. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.