logo search
АХД / Анализ хозяйственной деятельности (учебник)

Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы

Под производственной программой предприятия понимает­ся научно обоснованное плановое задание по объему, номенкла­туре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разрабо­танное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

План производства и реализации продукции определяет производственную программу предприятия и является централь­ным разделом любого бизнес-плана, финансового плана предпри­ятия. Без производственной программы невозможно разработать план материально-технического обеспечения производства, рас­считать трудовые доходы коллектива, составить другие разделы. Например, чтобы определить, сколько потребуется материалов, топлива, оборудования, рабочей силы, надо прежде всего знать, какую продукцию, в каком количестве и какого качества должно изготавливать предприятие в предстоящий год.

В производственной программе устанавливается ряд номенклатурно-количественных заданий.

1. Объем выпуска продукции в стоимостном выражении по укрупненным группам изделий и общий объем выпуска продук­ции, если имеется возможность соизмерить различные виды продукции.

2. Номенклатура и ассортимент продукции, т.е. перечень конкретных типов, сорторазмеров, моделей продукции на основе заключенных договоров с потребителями, заказчиками с учетом спроса на отдельные виды изделий. Каждое предприятие с произ­водственно-хозяйственной точки зрения заинтересовано в сокра­щении номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий с целью увеличения серийности отдельных типоразмеров изделий, а следовательно, сокращения производственных затрат. В то же время рыночная экономика, где главным является потребитель, требует расширения ассортимента продукции, чтобы учесть бо­лее полно запросы конкретных потребителей. Надо найти опти­мальное сочетание этих различающихся интересов, что является сложной организационной и технико-экономической задачей.

Если на предприятии есть служба маркетинга, то решением этой сложной задачи на основе теории спроса и предложения займется именно она.

3. Сроки выпуска отдельных изделий, которые предприятие определяет с учетом заключенных договоров на поставку про­дукции. Предприятию экономически выгодно сконцентрировать производство отдельных ассортиментных групп изделий в более короткие сроки путем изготовления более крупных партий дета­ лей и стремиться увязать график производства изделий с графи­ ком реализации, составленным исходя из договорных сроков поставки по конкретным адресам заказчиков. По каждому наимено­ванию предприятие должно определить количество выпускаемых изделий на год с поквартальной и помесячной разбивкой.

4. Объем кооперированных поставок сторонним организа­циям с учетом строгого соблюдения ассортимента и качества по­луфабрикатов и в заданные сроки. Указанные требования в части кооперации относятся как к основным, так и к вспомогательным и обслуживающим цехам и службам предприятия.

5. Работа по кооперации цехов, хозяйств и служб предпри­ятия (выработка пара, горячей воды, газа и т.д.).

6. Показатели качества продукции.

При разработке производственной программы применяют следующие измерители объема производства: натуральные, ус­ловно-натуральные, денежные и трудовые. Натуральные измери­тели (штуки, метры, тонны) позволяют определить объем и ди­намику производства однородной продукции. При изготовлении одного вида продукции, различающейся по мощности, габаритам, применяются условные и условно-натуральные измерители, ко­торые позволяют все виды выпускаемой продукции привести к одному виду, принятому условно за базу (эталон). При переводе продукции в условно-натуральные измерители чаще всего поль­зуются переводными коэффициентами, в основе которых лежит трудоемкость ее изготовления.

В многономенклатурном производстве суммарный объем продукции нельзя выразить при помощи натуральных показате­лей, поэтому для данной цели используются стоимостные изме­рители. При этом берутся неизменные цены определенного года или временные, действующие в этом году цены спроса.

При помощи трудовых измерителей определяют общую трудоемкость производственной программы, которая может быть выражена в нормативной (нормо-часах) или фактической (чело­веко-часах) трудоемкости. Трудовые показатели в основном при­меняют при составлении планов производства и реализации це­хов и участков с обширной номенклатурой выпускаемой продук­ции. Трудовые измерители не могут быть основными показате­лями объема выпуска продукции, так как они не позволяют судить о количестве изделий, выпускаемых предприятием.