Графические методы
В экономическом анализе используется график - условное изображение соотношений между показателями в виде различных линий. Фигурные графики или диаграммы, используемые в анализе для изучения связей между показателями, облегчают их восприятие. Примеры графиков приведены на рис. 1.1-1.4.
По назначениюразличают следующие графики:
диаграммы сравнения;
хронологические;
контрольно-плановые;
различные сочетания этих графиков.
По способу построенияграфического образа графики делятся на:
линейные;
столбцовые;
круговые
объемные и др.
При построении графика важно найти такие способы изображения, которые наилучшим образом отвечают содержанию и 5экономическому смыслу изображаемых показателей.
Наиболее распространенной ошибкой в графическом построении является несоответствие экономического смысла и направления линий на графике.
Если на графике используется несколько линий, то они должны составлять пространственный образ, который дает представление о динамике роста показателей и их взаимосвязи.
График должен быть точным и построен в соответствии с масштабом. Должна быть обеспечена полная возможность чтения графика: масштаб, объяснение смысла расцветок и штриховок, название показателей и т.п. Способы графического изображения показателей зависят от экономического смысла изучаемых явлений.
Структуру совокупности лучше изображать не абсолютной величиной слагаемых, а относительной, т.е. в процентах или коэффициентах. Для изображения структуры, выраженной в относительных показателях, целесообразно применение круговых диаграмм. Последние хорошо использовать и для сравнения относительных величин объема продукции.
Контрольно-плановые графики обычно строят в виде линий и столбцов. Если обозначить на линии некоторый отрезок, принятый за 100%, то выполнение показывается или более короткимотрезком (при невыполнении плана), или более длинным (при перевыполнении). Контрольно-плановые столбцовые диаграммы можно строить по абсолютным и относительным данным.
Для изображения ряда динамики лучше всего использовать линейные графики. Масштаб линейного графика должен соблюдаться во всех его частях. Если, например, даны значения, полученные через неодинаковые интервалы времени, то это должно быть отражено на графике. Если масштаб графика приходит в несоответствие с его размерами, можно допустить условный разрыв графика. При помощи линейных графиков изображается также выполнение плана за ряд лет.
Надо помнить, что никакой график сам по себе не заменяет данных. Поэтому, если на графике нет чисел, они должны быть приведены в тексте.
На графике должны быть вспомогательные линии - оси координат, с помощью которых определяется числовое значение каждой из точек. Условные обозначения показывают, что изображает каждая кривая. Заголовок графика помогает истолковать его верно.
- Анализ хозяйственной деятельности
- Рецензенты:
- Ответственный за выпуск
- Isвn 5-230-14742-3
- 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- Тема 1.1. Анализ хозяйственной деятельности как наука
- Научные подходы, принципы и методы экономического анализа
- Всеобщий метод исследования, основанный на законах. Специфические методы технико-экономического анализа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1.2. Методы экономического анализа Индексный метод экономического анализа
- Метод сравнения в экономическом анализе
- Метод цепных подстановок в экономическом анализе
- Исходные данные
- Методы элиминирования
- Графические методы
- Факторный метод экономического анализа
- Экономико-математическое моделирование как метод анализа хозяйственной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.3. Анализ организационно-технического уровня производства и выбор типа оборудования Анализ организационно-технического уровня производства
- Технико-экономические показатели
- Исходные данные
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Методы технико-экономического анализа инноваций
- Планирование численности персонала, определение снижения трудоемкости, высвобождения рабочих и роста производительности труда
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
- Управление прибылью
- Теории прибыли
- Метод учета и исчисления прибыли, базирующийся на понятии «маржинальный доход»
- Оперативное управление прибылью по показателю «уровень маржинального дохода»
- Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
- Критический объем производства и запас финансовой прочности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6. Анализ отклонений ресурсов. Анализ себестоимости продукции Анализ отклонений фактического количества вводимых ресурсов от нормативного
- Анализ отклонений расхода материалов от нормы
- Анализ себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Тема 2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия в предкризисном состоянии (на примере оао «Трубный завод»)
- Тема 2.2. Информационная база финансового анализа
- Общая характеристика оао «Трубный завод»
- Сбыт продукции
- Предварительный обзор баланса
- Выявление «больных» статей
- Тема 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
- Горизонтальный (трендовый) анализ баланса оао «Трубный завод»
- Анализ ликвидности баланса
- Соотношения ликвидности баланса
- Тема 2.4. Характеристика имущества предприятия
- Тема 2.5. Характеристика источников средств предприятия
- Анализ собственных средств оао «Трубный завод»
- Анализ заемных средств оао «Трубный завод»
- 1999 Г.
- 2000 Г.
- Тема 2.6. Оценка финансовой устойчивости оао «Трубный завод»
- Излишек и недостаток средств
- Показатели рыночной устойчивости
- Анализ затрат
- Тема 2.7. Анализ прибыльности и рентабельности
- Формирование и распределение прибыли оао «Трубный завод» в 1999 г., тыс. Р.
- Анализ рентабельности
- Тема 2.8. Некапиталоемкие процессные инновации в антикризисном управлении
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы
- Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Управленческий анализ
- Тема 3.1. Цели и методология управленческого анализа
- Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
- Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Портфельный анализ
- Тема 4.1. Цели и основные этапы портфельного анализа
- Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Бостонской консультационной группы:
- Тема 4.3. Деловой комплексный анализ (проект pims)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Контрольные задания (обучающийся выбирает задание по начальной букве своей фамилии)