Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
В принципе возможны различные подходы к проведению управленческого анализа. Часто такой анализ проводят по сферам деятельности («цепочка ценностей» Портера, системаMcKincey).Нередко внутренние ресурсы предприятия и потенциалы их развития сравнивают с аналогичными характеристиками конкурентов. СистемаMcKinceyобеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия -от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания продукции (рис. 3.1), однако при этом за рамками анализа остаются вопросы обеспечения данного процесса финансовыми и трудовыми ресурсами, а также вопросы организации управления.
Частично избежать указанных ограничений удалось М. Портеру, предложившему воспользоваться для управленческого анализацепочкой ценностей (рис. 3.2). М. Портер считает, что выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия невозможно, если рассматривать предприятие в целом, поскольку его конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности: в процессе проектирования, производства, маркетинга, при выполнении вспомогательных функций. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия делится на две части:
первичную деятельность (материально-техническое снабжение, производство, маркетинг и сбыт);
вторичную деятельность (развитие технологий, управление персоналом, управленческая инфраструктура).
Вспомогательная деятельность | Структура, планирование, финансы, юридическое обслуживание | ||||
Технологическое развитие | |||||
Людские ресурсы, управление и развитие | |||||
Основная деятельность | Запасы. Материалы. Персонал | Производство | Хранение и распределение продукции | Маркетинг и сбыт | Дилерская поддержка и сервис |
Рис. 3.2. «Цепочка ценностей» М. Портера
Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат, созданию базы для дифференциации продукции и услуг. Исследуя процесс шаг за шагом, можно определить, где предприятие конкурентоспособно, а где уязвимо. Однако опасность пошагового подхода связана с возможностью так называемой «подмены целей» при анализе, а также с большой степеньювероятности увлечься частными проблемами, упустив стратегические аспекты. Поэтому М. Портер предупреждает, что деятельность предприятия должна рассматриваться не просто как сумма отдельных ее видов. Существенную роль играют возникающие при этом связи. «Подгонка» друг к другу отдельных видов деятельности хотя и связана со значительными затратами, однако является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятия. Особую роль в этом играют информационные технологии - мощный инструмент улучшения управления при согласовании различных видов деятельности.
Адекватное управление связями может стать источником конкурентного преимущества. Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к «цепочке ценностей» как к системе, а не как к набору компонентов. Проводя перестановки, совершенствуя или исключая из «цепочки ценностей» отдельные элементы, можно повысить конкурентоспособность фирмы.
Оба подхода основываются на взаимосвязи между различными частями процесса производства и сбыта продукции. Хороший пример учета взаимосвязей представляет разработанный японскими фирмамиметод «точно в срок» (just-in-time), который призван ликвидировать расточительные запасы и сбои впроизводственном процессе.
Японский консультант Р. Омаэ (Ohmae) предложил использовать в процессе управленческого анализа диаграмму (рис. 3.3),которая в отличие от предыдущих схем больше ориентирована на рыночные возможности предприятия -подход Р. Омаэ.
В принципе может быть и другой подход к выделению и анализу основных направлений деятельности предприятия, главное, чтобы при этом обеспечивался комплексный анализ.
- Анализ хозяйственной деятельности
- Рецензенты:
- Ответственный за выпуск
- Isвn 5-230-14742-3
- 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- Тема 1.1. Анализ хозяйственной деятельности как наука
- Научные подходы, принципы и методы экономического анализа
- Всеобщий метод исследования, основанный на законах. Специфические методы технико-экономического анализа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1.2. Методы экономического анализа Индексный метод экономического анализа
- Метод сравнения в экономическом анализе
- Метод цепных подстановок в экономическом анализе
- Исходные данные
- Методы элиминирования
- Графические методы
- Факторный метод экономического анализа
- Экономико-математическое моделирование как метод анализа хозяйственной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.3. Анализ организационно-технического уровня производства и выбор типа оборудования Анализ организационно-технического уровня производства
- Технико-экономические показатели
- Исходные данные
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Методы технико-экономического анализа инноваций
- Планирование численности персонала, определение снижения трудоемкости, высвобождения рабочих и роста производительности труда
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
- Управление прибылью
- Теории прибыли
- Метод учета и исчисления прибыли, базирующийся на понятии «маржинальный доход»
- Оперативное управление прибылью по показателю «уровень маржинального дохода»
- Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
- Критический объем производства и запас финансовой прочности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6. Анализ отклонений ресурсов. Анализ себестоимости продукции Анализ отклонений фактического количества вводимых ресурсов от нормативного
- Анализ отклонений расхода материалов от нормы
- Анализ себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Тема 2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия в предкризисном состоянии (на примере оао «Трубный завод»)
- Тема 2.2. Информационная база финансового анализа
- Общая характеристика оао «Трубный завод»
- Сбыт продукции
- Предварительный обзор баланса
- Выявление «больных» статей
- Тема 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
- Горизонтальный (трендовый) анализ баланса оао «Трубный завод»
- Анализ ликвидности баланса
- Соотношения ликвидности баланса
- Тема 2.4. Характеристика имущества предприятия
- Тема 2.5. Характеристика источников средств предприятия
- Анализ собственных средств оао «Трубный завод»
- Анализ заемных средств оао «Трубный завод»
- 1999 Г.
- 2000 Г.
- Тема 2.6. Оценка финансовой устойчивости оао «Трубный завод»
- Излишек и недостаток средств
- Показатели рыночной устойчивости
- Анализ затрат
- Тема 2.7. Анализ прибыльности и рентабельности
- Формирование и распределение прибыли оао «Трубный завод» в 1999 г., тыс. Р.
- Анализ рентабельности
- Тема 2.8. Некапиталоемкие процессные инновации в антикризисном управлении
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы
- Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Управленческий анализ
- Тема 3.1. Цели и методология управленческого анализа
- Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
- Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Портфельный анализ
- Тема 4.1. Цели и основные этапы портфельного анализа
- Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Бостонской консультационной группы:
- Тема 4.3. Деловой комплексный анализ (проект pims)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Контрольные задания (обучающийся выбирает задание по начальной букве своей фамилии)