Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста/доли рынка, лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар-«дойная корова») и спад (товар-«собака»). При этом денежные потоки и прибыли предприятия также меняются: отсутствие прибыли сменяется ее ростом, а затем постепенным снижением. Бостонская матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес-единицами предприятия или его продуктами.
Номенклатура выпускаемой предприятием продукции анализируется на основе данной матрицы, т.е. определяется, к какой позиции указанной матрицы можно отнести каждый вид продукции предприятия. Для этого бизнес-единицы предприятия классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка.
Показатель ОДР определяется как доля рынка бизнес-единицы, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента. Понятно, что показатель ОДР рыночного лидера будет больше единицы. В частности, ОДР = 2 означает, что доля рынка рыночноголидера вдвое больше, чем у ближайшего конкурента. С другой стороны, ОДР < 1 соответствует ситуации, когда доля рынка бизнес-единицы меньше, чем у рыночного лидера. Высокая доля рынка рассматривается как индикатор бизнеса, который генерирует положительные денежные потоки. Это положение основано па опытной кривой.
Вторая переменная - темп роста отраслевого рынка (ТРР) -основана на прогнозах продаж продукции отрасли и связана с анализом жизненного цикла отрасли. Конечно, фактическую кривую жизненного цикла отрасли можно построить только ретроспективно. Однако руководство предприятия может экспертно оценить стадию жизненного цикла отрасли, в которой оно работает, чтобы определить (спрогнозировать) потребность в финансах. В отраслях с высоким темпом роста необходимы существенные вложения в исследования и разработку новой продукции, в рекламу, чтобы попытаться достичь доминирующего положения на рынке и, соответственно, положительных денежных потоков.
Для построения матрицы БКГ фиксируем по горизонтальной оси значения относительной доли рынка, по вертикальной оси - значения темпов роста рынка. Далее, разделив данную плоскость на четыре части, получаем искомую матрицу (рис. 4.1). Значение переменной ОДР, равное 1, отделяет продукты - рыночные лидеры - от последователей. Что касается второй переменной, то обычно темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Можно рекомендовать использовать в качестве базового уровня темп роста валового национального продукта внатуральных показателях либо средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов отраслевого рынка, в которых работает фирма. Считается, что каждый из квадрантов матрицы описывает существенно различные ситуации, требующие особого подхода с точки зрения финансирования и маркетинга.
-
Темпы
роста рынка
НИОКР
3
«Звезда»
1 2
«Проблема»
4
«Дойная корова»
«Собака»
Высокая Низкая
Сравнительная доля рынка
- Анализ хозяйственной деятельности
- Рецензенты:
- Ответственный за выпуск
- Isвn 5-230-14742-3
- 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- Тема 1.1. Анализ хозяйственной деятельности как наука
- Научные подходы, принципы и методы экономического анализа
- Всеобщий метод исследования, основанный на законах. Специфические методы технико-экономического анализа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1.2. Методы экономического анализа Индексный метод экономического анализа
- Метод сравнения в экономическом анализе
- Метод цепных подстановок в экономическом анализе
- Исходные данные
- Методы элиминирования
- Графические методы
- Факторный метод экономического анализа
- Экономико-математическое моделирование как метод анализа хозяйственной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.3. Анализ организационно-технического уровня производства и выбор типа оборудования Анализ организационно-технического уровня производства
- Технико-экономические показатели
- Исходные данные
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Методы технико-экономического анализа инноваций
- Планирование численности персонала, определение снижения трудоемкости, высвобождения рабочих и роста производительности труда
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
- Управление прибылью
- Теории прибыли
- Метод учета и исчисления прибыли, базирующийся на понятии «маржинальный доход»
- Оперативное управление прибылью по показателю «уровень маржинального дохода»
- Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
- Критический объем производства и запас финансовой прочности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6. Анализ отклонений ресурсов. Анализ себестоимости продукции Анализ отклонений фактического количества вводимых ресурсов от нормативного
- Анализ отклонений расхода материалов от нормы
- Анализ себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Тема 2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия в предкризисном состоянии (на примере оао «Трубный завод»)
- Тема 2.2. Информационная база финансового анализа
- Общая характеристика оао «Трубный завод»
- Сбыт продукции
- Предварительный обзор баланса
- Выявление «больных» статей
- Тема 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
- Горизонтальный (трендовый) анализ баланса оао «Трубный завод»
- Анализ ликвидности баланса
- Соотношения ликвидности баланса
- Тема 2.4. Характеристика имущества предприятия
- Тема 2.5. Характеристика источников средств предприятия
- Анализ собственных средств оао «Трубный завод»
- Анализ заемных средств оао «Трубный завод»
- 1999 Г.
- 2000 Г.
- Тема 2.6. Оценка финансовой устойчивости оао «Трубный завод»
- Излишек и недостаток средств
- Показатели рыночной устойчивости
- Анализ затрат
- Тема 2.7. Анализ прибыльности и рентабельности
- Формирование и распределение прибыли оао «Трубный завод» в 1999 г., тыс. Р.
- Анализ рентабельности
- Тема 2.8. Некапиталоемкие процессные инновации в антикризисном управлении
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы
- Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Управленческий анализ
- Тема 3.1. Цели и методология управленческого анализа
- Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
- Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Портфельный анализ
- Тема 4.1. Цели и основные этапы портфельного анализа
- Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Бостонской консультационной группы:
- Тема 4.3. Деловой комплексный анализ (проект pims)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Контрольные задания (обучающийся выбирает задание по начальной букве своей фамилии)