Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 3.4).
1) Определить уровень проведения управленческого анализа: предприятие в целом или стратегические единицы бизнеса.
2) Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обусловливают наличие сильных сторон предприятия.
3) Сравнить этот профиль с требованиями рынка. Например, требование рынка - организация сервисного обслуживания проданной продукции, а у предприятия нет такой службы или она недостаточно развита, чтобы удовлетворить требования покупателей.
4) Сравнить сильные и слабые стороны деятельности предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов, чтобы определить важные конкурентные преимущества.
5) Использовать сильные стороны предприятия и укреплять слабые. Если сильной стороной является качество продукции, то необходимо подчеркивать это в рекламе, использовать в ценовой политике предприятия. В то же время слабой стороной может быть отсутствие признанного сертификата качества, следовательно, в перспективе должна быть запланирована сертификация производства. По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие конкурентам использовать эти преимущества.
В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы.
Перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключевых факторов успеха и движущих сил развития отрасли?
Насколько стратегия предприятия адекватна соотношению конкурентных сил в отрасли?
Какие меры необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности предприятия?
Проведение управленческого анализа деятельности российских предприятий связано с определенными сложностями:
на предприятии нет службы, которая отвечала бы за такой анализ (как, например, служба внутреннего аудита в банках);
зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бухгалтерскому учету);
а главное - пока не ощущается потребность в проведении управленческого анализа со стороны руководства предприятия.
Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и принятия управленческих решений по его итогам. На Западе фирмы проводят такой анализ (моментальный снимок фирмы), как правило, 1-2 раза в год, привлекая для этих целей консультантов,которые помогают выявить «узкие места» и нарушения логики функционирования фирмы. Преимуществом привлечения консультантов является то, что они имеют опыт такой деятельности, используют системные технологии и специальные методики проведения управленческого анализа и выявления стратегических проблем.
На российских предприятиях довольно типична ситуация, когда привлеченные для проведения анализа специалисты воспринимаются как ревизоры, действующие в интересах контролирующей инстанции либо в интересах директора и высших менеджеров. Однако эффективная работа консультантов обеспечивается только в том случае, когда руководство и работники предприятия осознают необходимость и значимость данного процесса для предприятия, оказывают поддержку консультантам и сами активно участвуют в проведении управленческого анализа. К сожалению, приходится констатировать, что психологическая готовность воспринимать советы «со стороны» на российских предприятиях еще только формируется, к услугам консультантов предприятия обращаются, как правило, в критических ситуациях либо когда это предписано законодательством (аудиторские проверки).
- Анализ хозяйственной деятельности
- Рецензенты:
- Ответственный за выпуск
- Isвn 5-230-14742-3
- 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- Тема 1.1. Анализ хозяйственной деятельности как наука
- Научные подходы, принципы и методы экономического анализа
- Всеобщий метод исследования, основанный на законах. Специфические методы технико-экономического анализа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1.2. Методы экономического анализа Индексный метод экономического анализа
- Метод сравнения в экономическом анализе
- Метод цепных подстановок в экономическом анализе
- Исходные данные
- Методы элиминирования
- Графические методы
- Факторный метод экономического анализа
- Экономико-математическое моделирование как метод анализа хозяйственной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.3. Анализ организационно-технического уровня производства и выбор типа оборудования Анализ организационно-технического уровня производства
- Технико-экономические показатели
- Исходные данные
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Методы технико-экономического анализа инноваций
- Планирование численности персонала, определение снижения трудоемкости, высвобождения рабочих и роста производительности труда
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
- Управление прибылью
- Теории прибыли
- Метод учета и исчисления прибыли, базирующийся на понятии «маржинальный доход»
- Оперативное управление прибылью по показателю «уровень маржинального дохода»
- Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
- Критический объем производства и запас финансовой прочности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6. Анализ отклонений ресурсов. Анализ себестоимости продукции Анализ отклонений фактического количества вводимых ресурсов от нормативного
- Анализ отклонений расхода материалов от нормы
- Анализ себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Тема 2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия в предкризисном состоянии (на примере оао «Трубный завод»)
- Тема 2.2. Информационная база финансового анализа
- Общая характеристика оао «Трубный завод»
- Сбыт продукции
- Предварительный обзор баланса
- Выявление «больных» статей
- Тема 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
- Горизонтальный (трендовый) анализ баланса оао «Трубный завод»
- Анализ ликвидности баланса
- Соотношения ликвидности баланса
- Тема 2.4. Характеристика имущества предприятия
- Тема 2.5. Характеристика источников средств предприятия
- Анализ собственных средств оао «Трубный завод»
- Анализ заемных средств оао «Трубный завод»
- 1999 Г.
- 2000 Г.
- Тема 2.6. Оценка финансовой устойчивости оао «Трубный завод»
- Излишек и недостаток средств
- Показатели рыночной устойчивости
- Анализ затрат
- Тема 2.7. Анализ прибыльности и рентабельности
- Формирование и распределение прибыли оао «Трубный завод» в 1999 г., тыс. Р.
- Анализ рентабельности
- Тема 2.8. Некапиталоемкие процессные инновации в антикризисном управлении
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы
- Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Управленческий анализ
- Тема 3.1. Цели и методология управленческого анализа
- Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
- Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Портфельный анализ
- Тема 4.1. Цели и основные этапы портфельного анализа
- Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Бостонской консультационной группы:
- Тема 4.3. Деловой комплексный анализ (проект pims)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Контрольные задания (обучающийся выбирает задание по начальной букве своей фамилии)