Стоимостные показатели производственной программы
К основным стоимостным показателям выпуска продукции на предприятии относятся валовой оборот, внутризаводской оборот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция. В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.
Валовой оборотпромышленного предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных и обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы предприятия или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Таким образом, этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах предприятия. Исчисление валового оборота приобретает определенное экономическое значение при анализе работы предприятия, при обосновании планируемых показателей, когда изменяется производственная структура предприятия (вводятся новые цехи, расширяются существующие), когда изменяется структура производства вследствие изменения (увеличения, уменьшения) объема кооперированных поставок на предприятии.
Внутризаводской оборотесть сумма стоимости продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относится переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки; использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.
Товарная, валовая, реализованная продукцияопределяются по заводскому методу, т.е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий. Так, объединение двух и более предприятий в одно (при комбинировании производства) приводит к снижению, а разделение предприятий (при специализации производства) к росту величины этих показателей. Величина товарной, валовой, реализованной продукции не зависит от того, само предприятие добывает, вырабатывает сырье, полуфабрикаты для производства готовой продукции или получает их со стороны.
Для лучшего понимания состава товарной, валовой, реализованной продукции надо определить экономическую сущность таких категорий, как готовые изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство.
Готовыми изделиямисчитаются законченные и полностью укомплектованные изделия, соответствующие стандартам или техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции.
К полуфабрикатамсвоего производства относится продукция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке в другом цехе предприятия или должна быть использована в сборочном цехе предприятия.
Незавершенное производство- продукция, не законченная изготовлением в данном цехе, находящаяся либо в процессе изготовления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в стадии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания. В практике учета принято, что стоимость прироста или убыли незавершенного производства включается в выпуск продукции только на предприятиях с длительностью производственного цикла свыше двух месяцев. Величина незавершенного производства и правильное ее распределение по стадиям производственного процесса оказывает существенное влияние на экономическую эффективность производства. Так, неоправданное увеличение незавершенного производства ведет к дополнительным затратам на хранение, транспортировку запасов, к омертвлению оборотных средств.
Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают: готовые изделия (Гиз); полуфабрикаты, предназначенные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); запасные части для реализации (Зч). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле
Тпр= Гиз+ Пф+ Рпр+ Рраб+ Зч
Товарная продукция планируется в свободных оптовых ценах, действующих на момент составления плана.
Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр) можно определить по формуле
Впр= Тпр+ (Нк– Нн)
где НкНн- остаток незавершенного производства соответственно на конец и на начало года, р.
Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.
В условиях рыночной экономики основное значение придается показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться двумя способами. Первый вариант - по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами - по поступлении средств в кассу. Второй вариант - по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
Каждое предприятие при разработке отчетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов учета выручки от реализации продукции исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Первый вариант признания выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность в подсчете производственного результата: начисление расходов (материалов, заработной платы и др.) происходит в одном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продукцию очень часто поступает в другом, что объясняется общим резким спадом объемов реализации продукции, иными словами, предприятие часто работает на склад.
Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с отсутствием реального поступления денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым банкротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансовой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве. Некоторые предприятия, исходя из отчетной политики «по оплате», и в себестоимость включают расходы тогда, когда прошла оплата. Если следовать этому принципу, то и заработная плата должна включаться в себестоимость не по мере изготовления продукции, а при выдаче денег из кассы, что уже полностью разрушает логику формирования текущих издержек производства. Кроме того, в положении о составе затрат отмечается, что затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата) или последующей (например, оплата отпусков работников, вознаграждения по итогам года).
Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед госбюджетом, банком по ссудам, расчеты с рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление движения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
Объем реализации(Ор) можно определить по формуле
Ор= Тпр+ (Он– Ок)
где Он, Ок- остаток готовой продукции на складах предприятия соответственно на начало и на конец года, р.
Остатки готовой продукции на начало и на конец года отражаются в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости, которая может быть рассчитана только после окончания отчетного периода. Поэтому текущий учет движения готовой продукции ведется по плановой производственной себестоимости, или по свободным оптовым ценам, или в свободных розничных ценах. Исключив из объема валовой (товарной) продукции стоимость материальных затрат на ее изготовление (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), получим объем условно-чистой продукции, который можно определить и как сумму зарплаты всех работников с начислениями, прибыли и амортизации.
Если вычесть из показателя «условно-чистая продукция» сумму начисленной амортизации, то получим объем чистой продукции предприятия. Объем чистой продукции можно определить также как сумму заработной платы с начислениями на социальное страхование и прибыли.
Раньше в практике работы предприятий для оценки производственных результатов хозяйственной деятельности на основе трудовых затрат коллектива каждого предприятия использовался показатель «нормативная чистая продукция» (НЧП), который исключал влияние на стоимостные показатели (объем товарной, валовой продукции, объем реализации) уровня материалоемкости продукции. Нормативная чистая продукцияисчислялась с помощью специальной оценки изготовленной продукции по утвержденным на каждое изделие нормативам. Формула определения НЧП имела следующий вид:
НЧП = Зпр+НЗпр+ Зпр* К + П
где Зпр- заработная плата производственных рабочих;
Н3пр- отчисления на соцстрах;
К - коэффициент, характеризующий отношение заработной платы работников по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих;
П - прибыль, установленная на основе отраслевого норматива рентабельности к себестоимости изделия.
В некоторых отраслях легкой промышленности для характеристики объема вырабатываемой продукции применялся показатель нормативной стоимости обработки (НСО), определяемый в стабильных для ряда лет нормативах стоимости обработки единицы готовой продукции или полуфабрикатов. Этот показатель также выражал нормативные затраты на изделие, деталь, операцию. Порядок и методы оценки по НСО аналогичны оценке по НЧП.
Целесообразно при данном анализе определить экономические последствия изменений условий договора (сроки и объем поставок, изменение цен на сырье и продукцию и т.д.), а также влияние отклонений нормативов затрат на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Такая задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики уровня затрат по отдельным изделиям. Анализ базируется на взаимосвязи: прибыль → объем → затраты.
Это соотношение анализируется для исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
1) рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат, т.е. определяется «точка без убыточности»;
2) исчисляется объем реализации, обеспечивающий получение необходимой предприятию прибыли;
3) дается аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т.е. иметь запас финансовой прочности.
Существенным фактором, влияющим на реальную прибыль, является разрыв во времени между производственными затратами на продукцию и полученным финансовым результатом. Лаг времени может достигать значительных размеров, превышающих нормативные сроки платежа. Это связано с тем, что на большинстве предприятий моментом реализации является момент оплаты (поступление денег на расчетный счет), а не момент отгрузки продукции. В этом случае реальная ценность полученной продукции меньше расчетной величины:
где Пср - прибыль средняя;
Пр - прибыль от реализации продукции, р.;
i - индекс инфляции с момента отгрузки до момента поступления денег на асчетный счет.
- Анализ хозяйственной деятельности
- Рецензенты:
- Ответственный за выпуск
- Isвn 5-230-14742-3
- 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- Тема 1.1. Анализ хозяйственной деятельности как наука
- Научные подходы, принципы и методы экономического анализа
- Всеобщий метод исследования, основанный на законах. Специфические методы технико-экономического анализа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1.2. Методы экономического анализа Индексный метод экономического анализа
- Метод сравнения в экономическом анализе
- Метод цепных подстановок в экономическом анализе
- Исходные данные
- Методы элиминирования
- Графические методы
- Факторный метод экономического анализа
- Экономико-математическое моделирование как метод анализа хозяйственной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.3. Анализ организационно-технического уровня производства и выбор типа оборудования Анализ организационно-технического уровня производства
- Технико-экономические показатели
- Исходные данные
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Методы технико-экономического анализа инноваций
- Планирование численности персонала, определение снижения трудоемкости, высвобождения рабочих и роста производительности труда
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.5. Производственная программа и управление прибылью Анализ производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
- Управление прибылью
- Теории прибыли
- Метод учета и исчисления прибыли, базирующийся на понятии «маржинальный доход»
- Оперативное управление прибылью по показателю «уровень маржинального дохода»
- Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
- Критический объем производства и запас финансовой прочности
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6. Анализ отклонений ресурсов. Анализ себестоимости продукции Анализ отклонений фактического количества вводимых ресурсов от нормативного
- Анализ отклонений расхода материалов от нормы
- Анализ себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Тема 2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия в предкризисном состоянии (на примере оао «Трубный завод»)
- Тема 2.2. Информационная база финансового анализа
- Общая характеристика оао «Трубный завод»
- Сбыт продукции
- Предварительный обзор баланса
- Выявление «больных» статей
- Тема 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
- Горизонтальный (трендовый) анализ баланса оао «Трубный завод»
- Анализ ликвидности баланса
- Соотношения ликвидности баланса
- Тема 2.4. Характеристика имущества предприятия
- Тема 2.5. Характеристика источников средств предприятия
- Анализ собственных средств оао «Трубный завод»
- Анализ заемных средств оао «Трубный завод»
- 1999 Г.
- 2000 Г.
- Тема 2.6. Оценка финансовой устойчивости оао «Трубный завод»
- Излишек и недостаток средств
- Показатели рыночной устойчивости
- Анализ затрат
- Тема 2.7. Анализ прибыльности и рентабельности
- Формирование и распределение прибыли оао «Трубный завод» в 1999 г., тыс. Р.
- Анализ рентабельности
- Тема 2.8. Некапиталоемкие процессные инновации в антикризисном управлении
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы
- Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Управленческий анализ
- Тема 3.1. Цели и методология управленческого анализа
- Тема 3.2. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
- Тема 3.3. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Портфельный анализ
- Тема 4.1. Цели и основные этапы портфельного анализа
- Тема 4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Бостонской консультационной группы:
- Тема 4.3. Деловой комплексный анализ (проект pims)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Контрольные задания (обучающийся выбирает задание по начальной букве своей фамилии)