logo
АХД / Анализ хозяйственной деятельности (учебник)

Стоимостные показатели производственной программы

К основным стоимостным показателям выпуска продукции на предприятии относятся валовой оборот, внутризаводской обо­рот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция. В разные периоды развития экономи­ки страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.

Валовой оборотпромышленного предприятия представля­ет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспо­могательных и обслуживающих цехов. В валовой оборот продук­ция включается независимо от того, предназначена она для от­пуска за пределы предприятия или для дальнейшей промышлен­ной переработки на этом же предприятии. Таким образом, этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах предприятия. Исчисление валового оборота приобретает опреде­ленное экономическое значение при анализе работы предпри­ятия, при обосновании планируемых показателей, когда изменя­ется производственная структура предприятия (вводятся новые цехи, расширяются существующие), когда изменяется структура производства вследствие изменения (увеличения, уменьшения) объема кооперированных поставок на предприятии.

Внутризаводской оборотесть сумма стоимости продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относится переработка полуфабрикатов сво­ей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки; исполь­зование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

Товарная, валовая, реализованная продукцияопределяются по заводскому методу, т.е. из стоимости планируемых к произ­водству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стои­мость той части продукции, которая используется внутри пред­приятия на собственные промышленно-производственные нуж­ды. Недостаток этого метода в том, что величина товарной, вало­вой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий. Так, объе­динение двух и более предприятий в одно (при комбинировании производства) приводит к снижению, а разделение предприятий (при специализации производства) к росту величины этих показа­телей. Величина товарной, валовой, реализованной продукции не зависит от того, само предприятие добывает, вырабатывает сы­рье, полуфабрикаты для производства готовой продукции или получает их со стороны.

Для лучшего понимания состава товарной, валовой, реали­зованной продукции надо определить экономическую сущность таких категорий, как готовые изделия, полуфабрикаты, незавер­шенное производство.

Готовыми изделиямисчитаются законченные и полностью укомплектованные изделия, соответствующие стандартам или техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции.

К полуфабрикатамсвоего производства относится продук­ция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке в другом цехе предприятия или должна быть использована в сборочном цехе предприятия.

Незавершенное производство- продукция, не законченная изготовлением в данном цехе, находящаяся либо в процессе изго­товления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в ста­дии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания. В практике учета принято, что стоимость прирос­та или убыли незавершенного производства включается в выпуск продукции только на предприятиях с длительностью производст­венного цикла свыше двух месяцев. Величина незавершенного производства и правильное ее распределение по стадиям произ­водственного процесса оказывает существенное влияние на эко­номическую эффективность производства. Так, неоправданное увеличение незавершенного производства ведет к дополнитель­ным затратам на хранение, транспортировку запасов, к омертвле­нию оборотных средств.

Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предна­значенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают: готовые изделия (Гиз); полуфабрикаты, предназначен­ные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промыш­ленного характера, выполненные по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); запасные части для реализации (Зч). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле

Тпр= Гиз+ Пф+ Рпр+ Рраб+ Зч

Товарная продукция планируется в свободных оптовых це­нах, действующих на момент составления плана.

Валовой называется вся продукция, произведенная пред­приятием за отчетный период, независимо от степени ее готовно­сти и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр) можно определить по формуле

Впр= Тпр+ (Нк– Нн)

где НкНн- остаток незавершенного производства соответст­венно на конец и на начало года, р.

Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового пе­риода должна соответствовать условиям производства после­дующего периода.

В условиях рыночной экономики основное значение прида­ется показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и от­четности в РФ выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться двумя способами. Первый вариант - по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами - по поступлении средств в кассу. Второй вариант - по отгрузке товаров (выполне­нию работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) рас­четных документов.

Каждое предприятие при разработке отчетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов учета вы­ручки от реализации продукции исходя из условий хозяйствова­ния и заключенных договоров. Первый вариант признания вы­ручки от реализации является в настоящее время наиболее рас­пространенным в российской экономике. Однако он снижает дос­товерность в подсчете производственного результата: начисление расходов (материалов, заработной платы и др.) происходит в од­ном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продукцию очень часто поступает в другом, что объясняется общим резким спадом объемов реализации продукции, иными словами, пред­приятие часто работает на склад.

Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с отсутствием реального поступления денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым бан­кротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансо­вой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве. Некоторые предприятия, ис­ходя из отчетной политики «по оплате», и в себестоимость вклю­чают расходы тогда, когда прошла оплата. Если следовать этому принципу, то и заработная плата должна включаться в себестои­мость не по мере изготовления продукции, а при выдаче денег из кассы, что уже полностью разрушает логику формирования те­кущих издержек производства. Кроме того, в положении о соста­ве затрат отмечается, что затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того периода, к которо­му они относятся, независимо от времени оплаты - предваритель­ной (арендная плата) или последующей (например, оплата отпус­ков работников, вознаграждения по итогам года).

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обяза­тельства перед госбюджетом, банком по ссудам, расчеты с рабо­чими и служащими, поставщиками и возмещать производствен­ные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает за­медление движения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Объем реализациир) можно определить по формуле

Ор= Тпр+ (Он– Ок)

где Он, Ок- остаток готовой продукции на складах предпри­ятия соответственно на начало и на конец года, р.

Остатки готовой продукции на начало и на конец года отра­жаются в бухгалтерском балансе по фактической производствен­ной себестоимости, которая может быть рассчитана только после окончания отчетного периода. Поэтому текущий учет движения готовой продукции ведется по плановой производственной себе­стоимости, или по свободным оптовым ценам, или в свободных розничных ценах. Исключив из объема валовой (товарной) про­дукции стоимость материальных затрат на ее изготовление (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), получим объем условно-чистой продукции, который можно определить и как сумму зар­платы всех работников с начислениями, прибыли и амортизации.

Если вычесть из показателя «условно-чистая продукция» сумму начисленной амортизации, то получим объем чистой про­дукции предприятия. Объем чистой продукции можно опреде­лить также как сумму заработной платы с начислениями на соци­альное страхование и прибыли.

Раньше в практике работы предприятий для оценки произ­водственных результатов хозяйственной деятельности на основе трудовых затрат коллектива каждого предприятия использовался показатель «нормативная чистая продукция» (НЧП), который ис­ключал влияние на стоимостные показатели (объем товарной, ва­ловой продукции, объем реализации) уровня материалоемкости продукции. Нормативная чистая продукцияисчислялась с по­мощью специальной оценки изготовленной продукции по утвер­жденным на каждое изделие нормативам. Формула определения НЧП имела следующий вид:

НЧП = Зпр+НЗпр+ Зпр* К + П

где Зпр- заработная плата производственных рабочих;

Н3пр- отчисления на соцстрах;

К - коэффициент, характеризующий отношение заработ­ной платы работников по обслуживанию и управле­нию производством к заработной плате производст­венных рабочих;

П - прибыль, установленная на основе отраслевого нор­матива рентабельности к себестоимости изделия.

В некоторых отраслях легкой промышленности для характе­ристики объема вырабатываемой продукции применялся показа­тель нормативной стоимости обработки (НСО), определяемый в стабильных для ряда лет нормативах стоимости обработки едини­цы готовой продукции или полуфабрикатов. Этот показатель также выражал нормативные затраты на изделие, деталь, операцию. Порядок и методы оценки по НСО аналогичны оценке по НЧП.

Целесообразно при данном анализе определить экономиче­ские последствия изменений условий договора (сроки и объем поставок, изменение цен на сырье и продукцию и т.д.), а также влияние отклонений нормативов затрат на общую сумму прибы­ли, которую планируется получить к концу анализируемого пе­риода. Такая задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики уровня затрат по от­дельным изделиям. Анализ базируется на взаимосвязи: при­быль → объем → затраты.

Это соотношение анализируется для исследования ком­плекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших конеч­ных результатов деятельности предприятия, научного обоснова­ния управленческих решений.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

1) рассчитывается объем реализации, при котором обеспе­чивается полное покрытие затрат, т.е. определяется «точка без­ убыточности»;

2) исчисляется объем реализации, обеспечивающий полу­чение необходимой предприятию прибыли;

3) дается аналитическая оценка объема реализации, при ко­тором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т.е. иметь запас финансовой прочности.

Существенным фактором, влияющим на реальную при­быль, является разрыв во времени между производственными за­тратами на продукцию и полученным финансовым результатом. Лаг времени может достигать значительных размеров, превы­шающих нормативные сроки платежа. Это связано с тем, что на большинстве предприятий моментом реализации является мо­мент оплаты (поступление денег на расчетный счет), а не момент отгрузки продукции. В этом случае реальная ценность получен­ной продукции меньше расчетной величины:

где Пср - прибыль средняя;

Пр - прибыль от реализации продукции, р.;

i - индекс инфляции с момента отгрузки до момента по­ступления денег на асчетный счет.