Требования к качеству информации
Основное требование к учетной информации на Западе – это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Информация должна отвечать следующим требованиям.
Понятность(understanding). Информация должна быть понятной для пользователей, что не исключает наличия сложной финансовой информации, если она необходима в отчете. В России этот принцип нигде не декларируется, однако подразумевается логикой порядка предоставления отчетности.
Уместность(relevance). Информация является уместной или относящейся к делу, если она влияет на экономические решения пользователей и помогает оценивать им прошлые, настоящие и будущие события или подтверждать или исправлять прошлые оценки. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Последняя – основное требование. Информация является существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователей. Еще одна характеристика уместности – это своевременность информации, которая означает, что вся значимая информация без задержки включена в финансовый отчет и он представлен вовремя. Аналогом принципа уместности в российской практике может служить требование полноты отражения всех хозяйственных операций за учетный период (2-й раздел Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ), хотя требования отражения всей информации не тождественно требованию отражения существенной информации. Требование полноты информации повторяется и в первом российском учетном стандарте – Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия". Но и здесь акцент сделан на полноту отражения всех фактов хозяйственной деятельности, а не отражение существенной информации.
Достоверность, надежность (reliability). Информация достоверна, если не содержит существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает хозяйственную деятельность. При этом она должна удовлетворять следующим характеристикам:
правдивость (rightful representation). Это требование частично покрывается требованием документирования хозяйственных операций, представленных в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
преобладание экономического содержания информации над юридической формой (substance over form). В настоящее время это требование сформулировано и в российских учетных стандартах;
нейтральность (neutrality). Информация не должна содержать пристрастных оценок. Это требование отсутствует в российском законодательстве;
осмотрительность (prudence). В соответствии с международными стандартами, правило осмотрительности отнесено к качественным характеристикам информации, хотя очень часто это требование рассматривается как составляющая второй группы принципов – принципов ведения учета. Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, а не потенциальных прибылей, что выражается в создании резервов и в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а пассивов – по наибольшей. Отметим, что этот принцип действует только в состоянии неопределенности и не означает создания неопределенных или скрытых резервов или искажения информации. Принцип осмотрительности косвенно или частично признавался российским бухгалтерским законодательством, поскольку, во-первых, разрешено было создавать резерв по безнадежным долгам (другой вопрос – механизм его создания), во-вторых, инвестиции в ценные бумаги могут оцениваться по низшей из двух оценок: рыночной стоимости или цене приобретения. В настоящее время требование осмотрительности прямо записано в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п.2.3, абзац 2);
в международной практике “достоверность” включает и такую характеристику, как требование полноты информации (completeness) как с точки зрения ее существенности, так и затрат на ее подготовку. Как отмечалось выше, требование полноты зафиксировано в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности, но только как полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Ни о существенности, ни о затратах на получение информации там не говорится.
Следует отметить, что соблюдение всех вышеперечисленных требований к качеству информации должно сочетаться с ограничением “затраты / выгоды”. Суть этого ограничения состоит в том, что выгода от полученной информации должна быть больше затрат на ее получение. В российской практике существует требование рациональности и экономности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия, декларируемое Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”.
В целом же выполнение всех требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона