Комиссия по рискам
Комиссия по рискам создается с целью регулярной оценки с точки зрения рисков ситуации в целом, по отдельным направлениям деятельности, структурным подразделениям, проектам, региональным инвестиционным программам и на основе этого выработки политики и важнейших мероприятий по контролю и управлению рисками.
Основными задачами Комиссии являются определение политики и выработка основных мер, касающихся:
поддержания ликвидности и платежеспособности проектов;
назначения процентных ставок;
снижения опасности колебания курсов валют;
формирования кредитного и инвестиционного портфеля;
ограничения опасной концентрации (связанной с бухгалтерским балансом, расходами и доходами) в отношении отдельных клиентов и отраслей;
сокращения негативных последствий инфляции;
предотвращения кризисных ситуаций, перехода к особому управлению в кризисных ситуациях;
одобрения новых инициатив;
столкновения интересов и репутации;
страхования имущества и сделок;
экспертизы планов, проектов и программ банка с учетом рисков;
экспертизы рисков значительных организационных и иных нововведений в работе Совета;
оценки качества клиентов, партнеров и агентов, определения состава желательных и нежелательных агентов и партнеров Совета;
анализа и подготовки отчетов по каждому случаю непредвиденных потерь из-за чего бы они ни произошли и выработка мер для того, чтобы выявленные в результате риски были взяты под контроль при выработке действий в сходных ситуациях;
сбора и обработки информации для оценки рисков, включая специальную информацию, относящуюся к безопасности банка.
Для обеспечения работы Комиссии по рискам возможно создание специализированного подразделения, называемого управлением или отделом по анализу и контролю рисков (или подразделением по управлению с учетом рисков). Оно призвано обеспечивать Комиссию по рискам, руководство, службы и подразделения Совета информацией и аналитическим материалом, необходимым для формирования и проведения в жизнь политики в области рисков. Этому подразделению должен быть обеспечен доступ к бухгалтерской информации, другой оперативной и плановой информации, а также дана возможность получать по мере необходимости специальную информацию по отдельным вопросам. В положении о данном управлении (отделе) и связанных с ним других подразделениях должны быть внесены указания о порядке и правилах доступа и использования информации для анализа, а также полномочия в области проведения мероприятий по ограничению рисков и расследованию их последствий.
В число основных задач подразделения по анализу и контролю рисков входит:
сбор и анализ информации, подготовка отчетов;
ведение баз данных за прошедшие периоды с тем, чтобы планируемые операции и проекты, возможные рисковые ситуации, связанные с ними, можно было бы интерпретировать в контексте уже накопленного опыта, сходных ситуаций, выявленных тенденций и цикличности событий;
обеспечение информацией Комиссии по рискам, выполнение других функций рабочего подразделения Комиссии, включая проведение в жизнь его решений и контроль за их исполнением.
Численность подразделения по анализу рисков должна быть небольшой, но его сотрудники должны быть наделены значительными полномочиями, дающими возможность доступа к информации и влияния на подготовку и проведение операций и проектов. Часть сотрудников могут работать в матричном режиме, оставаясь сотрудниками других подразделений. Подразделение по анализу и контролю рисков ответственно за:
обеспечение информацией Комиссии по рискам для принятия им соответствующих решений и объективной оценки ситуации с точки зрения рисков;
специализированные проекты по сбору, обработке и ведению информации о рисках в соответствии с установками Комиссии по рискам;
подготовку анализов состояния дел с точки зрения рисков, выработки рекомендаций по страхованию, кредитной, инвестиционной, процентной политике.
По мере накопления опыта работы подразделение должно хорошо ориентироваться в области политики и теории управления с учетом рисков с тем, чтобы давать рекомендации по введению новых методов управления с учетом рисков, способных улучшить всю работу в отношении рисков.
Ключевые функции Руководителя подразделения по анализу и контролю рисков состоят в следующем:
создание подразделения по анализу и контролю рисков, включая набор персонала с широкими профессиональными знаниями и умениями в банковском и бухгалтерском деле, экономике, математико-статистическом анализе, ведении баз данных и других необходимых отраслях знаний;
участие в долгосрочном и годовом планировании деятельности с учетом рисков;
руководство проектами по сбору и обработке бухгалтерской и иной информации для подготовки отчетов для Комиссии по рискам, в том числе отчета об активах и пассивах с точки зрения их подверженности рискам;
управление проектом по улучшению портфеля ликвидных активов;
управление проектом сопоставления процентных ставок внутри бухгалтерского баланса и соответствующих операций для регулярного контроля со стороны Комиссии по рискам;
участие в проекте по сбору и обработке информации по кредитам и инвестициям, сбору информации при подготовке кредитных соглашений, сведений об опасных концентрациях кредитов и инвестиций в секторах и у отдельных клиентов, о безнадежных долгах, анализе этих данных с точки зрения действовавших и возникающих тенденций, факторов риска;
ведение компьютерных баз данных по проблемам рисков;
выполнение экспертиз и анализов планируемых проектов и операций;
руководство расследованием последствий проявления риска.
На основе анализа практического опыта различных регионов и обработки эмпирических данных в ходе реализации инвестиционных проектов может быть предложен следующий алгоритм оценки рисков инвестиционных проектов, позволяющий оценивать и корректировать параметры (финансовые, временные, натурально-объёмные) инвестиционных проектов до начала их реализации. Результатом использования предлагаемого алгоритма, по нашему мнению, может быть реальная экономия республиканских инвестиционных ресурсов.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона