5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
В условиях, когда возможности поддержки производства из средств государственного и регионального бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства предприятий народного хозяйства достигает критической отметки, встает задача рационального взаимодействия банковского и промышленного капиталов в рамках ФПГ. Финансово-промышленные группы структурно объединяют организации и предприятия, интеграция которых обеспечивает возможность замкнуть финансовый поток, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции, быстро развернуть внешнеторговые операции и гарантировать возврат валютной выручки. В свою очередь, развитие ФПГ становится принципиально возможным благодаря развертыванию банковской системы, появлению сети мощных коммерческих банков.
Основными факторами, способствующими ориентации финансовых структур на интеграцию с промышленностью, являются:
усиление финансовой мощи ведущих коммерческих банков, способствующее переносу акцентов в их деятельности на среднесрочные и долгосрочные операции;
интеграция деятельности банковских структур (банковские холдинги), обеспечивающая дополнительные возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их вложения с учетом приоритетов;
усиление влияния отраслевых органов управления и мощных промышленных структур на создание банков, специализирующихся на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций;
государственная поддержка формируемых ФПГ, стремление банков к сотрудничеству с надежными и рентабельными товаропроизводителями.
При инвестировании программы развития предприятий банки естественно ожидают соответствующую прибыль, поэтому они заинтересованы во вложении средств на инвестиционные цели не в отдельное предприятие, а в группы предприятий, имеющих определенные производственно-технологические, организационно-экономические и финансовые связи, – финансово-промышленные группы и холдинги. При этом банк может быть участником ФПГ.
Основными предпосылками вхождения банков в состав ФПГ являются:
возможность инвариантной государственной поддержки как самих банков – участников ФПГ, так и всей ФПГ в целом (государственная поддержка банков, входящих в ФПГ, в настоящее время актуальна из-за общего курса государства на ограничение сверхприбылей, связанных с чисто финансовой и торгово-посреднической деятельностью, а также наличия ряда ограничений на деятельность банков на рынке ценных бумаг);
постепенное истощение потенциала чисто финансовых и торгово-посреднических операций наряду с ростом возможности получения прибыли от производства подталкивает крупные финансовые структуры к диверсификации своей деятельности;
международный опыт развитых стран показывает, что следующим этапом после первичного накопления капитала является процесс интеграции финансового и промышленного капиталов (к этому этапу с неизбежностью подходит наша экономика);
финансирование крупных инвестиционных проектов возможно лишь под существенные гарантии, одной из которых являются крупные размеры материальных основ и оборотных фондов, контролируемых участниками ФПГ;
более высокая финансовая, технологическая, организационная устойчивость ФПГ по сравнению с отдельными предприятиями гарантирует более высокую вероятность эффективной окупаемости инвестиций;
осуществление прав собственника головной компанией ФПГ позволяет осуществлять контроль и управление всей структурой со стороны банковских структур, входящих в ФПГ;
возможность получить в качестве клиентов участников группы с крупным финансовым оборотом;
перспективы для развития проектного финансирования.
Основными условиями активного участия банков в процессе формирования ФПГ являются:
непосредственное участие специалистов банка в разработке концепции и подготовке проектов нормативных актов по формированию ФПГ;
активное взаимодействие представителей банка и центральной компании формируемой ФПГ с руководителями предприятий, включаемых в ее состав;
организация в рамках ФПГ полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры;
закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ;
формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций компании и входящих в нее предприятий;
непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов создания ФПГ и инвестиционных программ;
непосредственное участие специалистов банка в проектировании и внедрении системы управления ФПГ.
Однако на участие банков имеются следующие ограничения:
при формировании финансово-промышленных групп в добровольном порядке не допускается владение входящим в группу кредитно-финансовым учреждением или инвестиционным институтом более чем 10 процентами акций любого предприятия – участника финансово-промышленной группы, а также вложение в акции предприятий этой группы более 10 процентов активов указанных учреждений;
банки не могут выступать покупателями долей участия (паев, акций) приватизируемых предприятий как за счет денежных средств, так и за счет приобретенных ими приватизационных чеков, иметь в собственности более 10 процентов акций какого-либо акционерного общества, иметь в составе своих активов более 5 процентов акций акционерных обществ;
банки не могут входить в финансово-промышленную группу собственными акциями в том случае, если ФПГ создается в добровольном порядке через учреждение АООТ, так как это является нарушением запрета на перекрестное акционирование;
не могут участвовать в ФПГ холдинги, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50%.
Согласно Положению о финансово-промышленных группах и порядке их создания коммерческие банки могут участвовать в создании ФПГ путем учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Иных способов в соответствии с приведенными выше ограничениями не предполагается. Данное акционерное общество может быть учреждено самим коммерческим банком, одним или несколькими партнерами, всеми участниками будущей ФПГ.
Коммерческий банк может внести взнос в уставный фонд данного акционерного общества:
финансовыми средствами (включая ценные бумаги);
акциями предприятий-участников ФПГ;
материальными, интеллектуальными активами.
Может существовать комбинация из перечисленных форм взноса. На сегодняшний день наиболее распространено участие банка в учреждении акционерного общества вместе со всеми участниками группы, как правило, путем взноса своей доли в уставный фонд преимущественно финансовыми средствами.
Необходимо отметить, что вхождение банка в ФПГ часто обусловлено получением группой реальных рычагов управления над предприятиями. Такие рычаги не могут существовать без отношений собственности на имущество предприятий-участников ФПГ. В условиях жесткого контроля за созданием ФПГ в аспекте перекрестного акционирования приемлемым путем может быть приобретение акций предприятий, входящих в группу, на вторичном рынке. В связи с этим логичным представляется следующий механизм вхождения банка в ФПГ: коммерческий банк самостоятельно либо, что предпочтительней, с небольшим числом экономически эффективных компаний из разных сфер деятельности, учреждают акционерное общество открытого типа с целью дальнейшего получения статуса ФПГ; уставный капитал данного общества должен быть сформирован из максимального количества акций тех предприятий, чье участие предполагается в группе, и из высоколиквидных финансовых ресурсов, чтобы после регистрации была реальная возможность получить контроль над потенциальными участниками через скупку их акций. Такой механизм позволяет обойти существующие ограничения на контроль банков над промышленностью.
В целом вариантов организационного участия коммерческих банков в ФПГ можно предложить довольно много. Представляется, что в каждом конкретном случае, в силу индивидуальности организационных форм самих ФПГ, должны быть найдены различные, специфические формы вхождения банков в группы на основании соблюдения балансов интересов всех участников.
На банки, входящие в ФПГ, возлагаются следующие функции:
инвестирование проектов и текущей деятельности предприятий ФПГ для достижения максимальной эффективности работы группы на основе участия в прибыли кредитования;
финансовый контроль и финансовое обслуживание предприятий группы;
управление (маркетинг, аудит, планирование и т. д.) предприятиями группы;
управление ценными бумагами предприятий и ФПГ в целом;
осуществление операций на фондовом рынке в интересах группы.
Кроме того, банки должны содействовать в привлечении, размещении и управлении внешних по отношению к ФПГ кредитов.
Интеграция банков и ФПГ дает следующие преимущества:
создаются уникальные возможности для предприятий по решению вопросов организации платежей и расчетных отношений, в результате деятельности банка в качестве финансового центра ФПГ;
достигается детальная отработка организационного и финансово-экономического механизма функционирования ФПГ уже на этапе разработки концепции формирования ФПГ;
возможно параллельное решение двух взаимосвязанных задач (формирования инвестиционных программ и поиска реального инвестора).
Таким образом, интеграция банков и ФПГ открывает для групп и входящих в них предприятий качественно новые возможности в развитии инвестиционного процесса.
Тем не менее, участие банков в ФПГ связано с решением таких проблем, как:
регламентация порядка участия представителей банка в составе органов управления управляющей компании ФПГ (в качестве членов совета директоров, наблюдательного совета, правления и т. п.);
формирование организационной структуры управления, разработка механизма принятия решений, определение функций подразделений центрального аппарата и способов контроля за деятельностью предприятий, входящих в состав ФПГ;
определение организационного статуса предприятий ФПГ и, исходя из этого, установление функций, структуры управления предприятий, а также формирование организационно-экономического механизма взаимодействия между центральной компанией и предприятиями.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона