logo search
Проблемы функционирования финансовой системы региона - Богачев Е

4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)

Даже в самых стабильных экономических условиях процесс инвестирования сопряжен с различными видами рисков, в совокупности представляющими собой вероятность невозврата инвестированных ресурсов. При этом, в условиях развитой экономики основные риски известны и вероятность невозврата может быть оценена с достаточной степенью точности. Для определенности будем называть такие виды риска регулярными.

В российских условиях особенно на региональном уровне регулярным инвестиционным рискам сопутствуют колебания экономической и политической внешней и внутренней ситуации, а также дефицит инвестиционных ресурсов, что делает влияние регулярных рисков более непредсказуемым и появляется необходимость не только оценки самого риска, но и оценки вероятности появления того или иного вида риска.

В этой связи, на наш взгляд было бы целесообразным показать возможности оценки региональных инвестиционных рисков, а также основные способы их минимизации на этапе первоначального распределения инвестиционных ресурсов. Инвестиционные риски в регионе, как правило, оцениваются по трем группам: кредитования, реализации инвестиционных проектов, возврата инвестиционных ресурсов. Помимо этого риски могут быть оценены по уровню потерь (рис. 7).

Рис. 7. Схема зон риска при осуществлении инвестиций в регионе

Область, в которой потери не ожидаются, можно считать безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери (превышение прибыли).

Зоной допустимого риска можно назвать область, в пределах которой инвестиционный процесс в регионе сохраняет свою экономическую целесообразность, то есть потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.

Следующую более опасную область можно назвать зоной критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемого инвестиционного дохода. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозмещаемой потере всех инвестиционных ресурсов. В этом случае инвестиции не только не приносят никакого дохода, но и приводят к убыткам в сумме всех инвестиционных затрат.

Кроме критического, целесообразно рассмотреть еще более устрашающий катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной стоимости совокупных активов, гарантирующих инвестиционный процесс вплоть до сумм, сопоставимых с бюджетом региона. Катастрофический риск способен привести к дефолту – банкротству региона как заемщика, прекращению внешних инвестиций и другим нежелательным последствиям. В Республике Татарстан создается действенная система управления рисками, суть которой описана ниже.

С целью обеспечения приемлемого дохода на инвестируемые средства прогнозируемая ставка дохода на вложенные средства должна основываться на ставке рефинансирования и надбавке за риск, используемой при банковском кредитовании. Надбавка включает ожидаемые затраты по формированию инвестиционного портфеля и определенный доход на инвестированные средства для владельца инвестиционных ресурсов. Ожидаемые затраты, в свою очередь, включают надбавки за риски инвестирования и эксплуатационные затраты по мобилизации средств и осуществлению инвестирования. Эти затраты включают кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности, административные издержки и доход на акционерный капитал. Для описания методов оценки риска введем несколько понятий.

Административные издержки – предельные затраты по мобилизации средств, выдаче кредитов и их обслуживанию.

Доход на акционерный капитал – установленная величина дохода по инвестициям акционеров, чистая прибыль сверх ожидаемых потерь и затрат, необходимых для покрытия риска инвесторов в связи с неточностью оценок затрат и потерь, а также неиспользования альтернативного курса. Доход определяется, как сумма предельной ставки инвестиционного процента и компонентов рыночной надбавки по рискам.

Кредитный риск – потенциальные потери в случае неплатежей заемщика. Потери для кредитора в случае неплатежей бывают нескольких видов. Кредитор несет потери, если сумма, вырученная от продажи предмета обеспечения возвратности меньше, чем невыплаченная часть кредита. Кроме того, возникают и административные издержки по управлению невыплаченными кредитами и конфискованным обеспечением.

Издержки, связанные с невозвратом кредита, включают потерю процента или основной суммы кредита, связанную с временной отсрочкой в отношении наложения санкций на должника, или реструктурирования невыплаченных кредитов и времени, необходимого для получения имущества должника в результате потери или права выкупа (получения) обеспечения кредита.

Риск процентной ставки – потенциальные потери, вызванные финансированием при несбалансированности периодичности пересмотра ставок процента по кредитам и заемным средствам (т. е. если ставка процента по кредитам корректируется реже, чем ставки процентов по привлеченным средствам в условиях роста процентных ставок).

Риск альтернативного выбора – потери при реинвестировании, вызванные ранним погашением кредита с фиксированной ставкой процента (риск досрочного погашения) и потери при финансировании кредитов, связанные с определением ставки процента для заемщика перед началом финансирования заемщика (риск предварительных обязательств).

Риск досрочного погашения возникает, когда заемщик имеет право не гасить кредит до окончания кредитного периода. Если рыночная ставка падает ниже контрактной ставки по кредиту, заемщик получает стимул к погашению кредита с помощью нового кредита, полученного под рыночную ставку процента.

Риск предварительных обязательств имеет место, когда кредитор берет на себя обязательство предоставить кредит под определенный процент перед началом финансирования кредита. Этот риск аналогичен риску досрочного погашения, за исключением того, что период времени применения такого выбора короче.

Риск изменения условий мобилизации фондов – потенциальные потери, вызванные изменением стоимости фондов (базовой ставки) при кредитовании с фиксированной надбавкой (относительно базовой ставки). Этот вид риска возникает при долгосрочном кредитовании при переменной ставке процента, когда процентная надбавка по кредиту фиксирована, а процентная надбавка по заемным средствам – переменная величина.

Риск ликвидности – стоимость поддержания необходимого уровня ликвидности или потери, вызванные продажей ценных бумаг для получения наличных средств. Он возникает в связи с трудностью мобилизации наличных средств путем продажи активов по ценам рыночным или близким к ним.

Инвестор для снижения ожидаемых рисков может иметь определенный объем наличных средств и краткосрочных ценных бумаг (так называемый портфель ликвидности) для контролирования краткосрочных колебаний наличности. Портфель ликвидности и резервные средства имеют относительно низкие процентные ставки и таким образом влекут за собой определенные издержки для инвестора.

При инвестировании ресурсов, окупаемость которых напрямую влияет на состояние республиканского бюджета, например, если инвестиции осуществляются под гарантии Правительства Республики, необходимо обязательно учитывать следующие риски:

Поскольку риски постоянно пронизывают весь инвестиционный процесс в регионе, деятельность Совета требуется вести с учетом способности республиканской системы управления регулярно выполнять функции выявления рисков, их анализа и сокращения. Для этого учет рисков должен входить как один из компонентов инвестиционной деятельности в Совете и должностных обязанностей руководящего персонала. Но этого недостаточно, поэтому одновременно необходима специализированная система для управления инвестиционным процессом с учетом рисков.

Предлагаемая система предусматривает создание в Совете специализированного подразделения (управления или отдела) по анализу и контролю рисков (рис. 8).

Рис. 8. Принципиальная схема организации управления

рисками

Создание указанных структур не исключает обязанность верхнего уровня руководства Совета учитывать в своих решениях фактор риска, а должно помочь руководству лучше выполнять эту обязанность.

На уровне подразделений, где это целесообразно, могут быть созданы специализированные группы или введена должность специалиста по рискам. В случаях, когда это не целесообразно, работы в области рисков могут быть лишь частью деятельности специалистов, имеющих более широкие функции и задачи. Группы по рискам в подразделениях могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе. Независимо от того, какая форма организации работ по рискам будет выбрана на низовом уровне, с образованием при Правительстве Комиссии по рискам и подразделения (управления, отдела) по анализу и контролю рисков, возникает не только специализированное подразделение на верхнем уровне Экспертного Совета, но и целая служба, пронизывающая деятельность Совета по вертикали.