2. Методы бюджетирования
В структуре государственных расходов некоторых стран преобладает покрытие убытков социально значимых отраслей хозяйства: ЖКХ, транспорта, образования, здравоохранения. Однако, с экономической точки зрения, такая структура расходов не эффективна. Более прогрессивной формой бюджетирования, основанной на концепции функциональных финансов, является бюджетирование нацеленное на результат – это распределение финансовых ресурсов с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. При такой форме бюджетирования используется контрактная форма финансирования, которая позволяет выделять деньги учреждениям и организациям не потому, что они существуют, а в зависимости от результатов их работы.
Бюджетирование ориентированное на результат использует с 1995 года Канада. Каждой весной министерства и ведомства предоставляют доклад о бюджетных планах и приоритетах, содержащий описание каждой программы, ее цели, задачи, оценку ожидаемых общественно значимых результатов. К концу бюджетного года министерства готовят доклады о достигнутых результатах реализации программ.
В рамках бюджетной реформы во Франции с 1996 года введена система котрактации в сфере общественных услуг. Согласно которой контракты заключаются между центральными органами государственной власти и производителями (поставщиками) услуг. Срок действия данных контрактов – 3 года, но возможна ежегодная индексация и корректировка показателей.
В Норвегии аналогичная программа действует с 1999 г. В Великобритании бюджетная реформа начата в 1998 г. Опыт Великобритании наглядно показывает, что применение бюджетирования, ориентированного на результат позволяет решать следующие задачи:
1) Распределение бюджетных средств не по видам затрат, а по стратегическим целям;
2) Предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;
3) Контроль над издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;
4) Сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;
5) Повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
6) Смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;
7) Учет последствий принимаемых решений по объему и структуре расходных статей бюджета.
Сравнительный анализ «затратной» и «результативной» моделей бюджетного планирования и управления государственными расходами
1 Затратная модель бюджетного планирования | Бюджетирование, ориентированное на результат |
1) горизонт планирования – 1 год | 1) горизонт планирования – 3-5 лет |
2) Цель бюджета – утвердить суммы расходов каждому бюджетополучателю по статьям различных типов бюджетной классификации в целях их жесткого контроля.
| 2)цель бюджета – установить приоритеты расходов, предоставить возможность оперативного управления, создать стимулы для экономии средств; бюджетные расходы связаны с функциями, программами, услугами, видами деятельности и результатами. |
3)планирование бюджета производиться «сверху вниз», в разрезе ведомств и их смет; главным является обоснование потребности в ресурсах. | 3)планирование бюджета осуществляется «снизу вверх», требуется обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Применяется программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой. |
4)метод учета – кассовый метод учета исполнения бюджета, который учитывает потоки денежных средств в момент осуществления платежа или получения оплаты. | 4)метод учета – применяется метод исчислений, когда расходы и доходы рассматриваются на момент их осуществления, т.е. возникновения расходных или платежных обязательств. |
4)размеры ассигнований по конкретным статьям определяются на основе анализа заявок министерств и ведомств, местных органов власти; отсутствует четкая привязанность к конечным результатам осуществляемых расходов. | 4)размеры ассигнований зависит от конечных результатов деятельности каждого учреждения; это объясняется тем, что расходная часть бюджета становится инструментом в достижении важнейших социально-экономических целей государства. |
5)управление бюджетом заключается в контроле за его использованием. Перераспределение средств между статьями и разделами крайне затруднено; остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года. | 5)руководителям государственных органов и их подразделений предоставляется возможность оперативного управления средствами, фиксируется общая сумма ассигнований на определенные функции и виды деятельн6ости, что стимулирует экономию средств за счет рационализации деятельности. |
6)контроль преобладает внешний со стороны центральных или специализированных ведомств. Требуется предварительное подтверждение | 6)контроль – приоритет внутреннего контроля. Ответственность за принятие решений лежит на нижних уровнях. Производится мониторинг и |
следующем:
в предоставлении государством населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество реально заинтересовано. Программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;
переход на программно-целевое бюджетирование позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов.
выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий;
усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет
обществу реально оценивать деятельность правительства;
повышается обоснованность решений о государственных расходах .
Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы. Появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов