4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
Отдельные области экономической политики, прежде всего, должны быть распределены по ведомствам, надо решить на каком уровне ведомства целесообразно решать задачи экономической политики – проблема степени централизации. Представитель должен быть: компитентен, уполномочен и подотчетен.
Субсидиарность – принцип предоставления полномочий решения проблем ведомствам, находящимся на самом низком уровне. Согласно этому принципу ведомства на коммунальном и региональном уровне имеют приоритет перед органами государственного уровня. Это объясняется тем, что ненужных государственных интервенций и неэффективности политических решений скорее можно избежать, если политика проводится на местном уровне, а не национальном или наднациональном.
Определение компетенций – экономическая полезность решения будет тем больше, чем оно более целесообразно и чем меньше побочные эффекты. Для правильного решения необходима оптимальная информированность, которую следует ожидать, прежде всего, в децентрализованной системе. Чем более централизована система принятия политических решений, тем больше опасность искажения информации. С большей централизацией меньше конкуренция идей и планов, которые могли бы быть полезны для граждан. При принятии политических решений необходимо учитывать интересы лиц, которых это решение будет непосредственно затрагивать.
Блага с очень высокой степенью коллективности целесообразно относить к компетенции ведомств высшего уровня. Например, внешняя безопасность внешнеторговая политика, валютное законодательство, правовые нормы, регулирование конкуренции – это сферы, которые имеют отношение к жизни всего населения страны. Эти сферы целесообразно отнести к компетенции национального уровня.
На локальном уровне рационально решать вопросы, касающиеся жителей данной местности (общественный транспорт, уборка мусора и т.д.).
Если внешние эффекты при проведении экономической политики возникают на международном уровне, необходимо создание наднациональных институтов.
В интересах граждан для открытости политической сферы и развития политической конкуренции нужно стремиться создавать как можно менее централизованные политические структуры, а так же четко организованный политический процесс (институционализация).
Координация политического процесса осуществляется как в вертикальном, так и горизонтальном разрезе. Вертикальная координация означает согласование задач, расходов и источников финансирования различных уровней принятия решения. Горизонтальная интеграция –между отдельными регионами.
Определение задач по отдельным политическим уровням
Здесь важным критерием эффективности экономической политики является велична издержек. Степень публичности политического решения, степень близости к гражданам и интенсивность нововведений, под которой понимается конкуренция идей и концепций.
Степень публичности политического решения – какое количество людей в данном округе получит пользу от данного решения.
Близость к гражданам означает выбор такого варианта политического решения, в принятие которого участвует больше граждан.
Интенсивность нововведений имеет значение потому, что не может быть хорошей политики без конкуренции идей и концепций. Политическая конкуренция создает множество источников идей обновления и реформ.
Стратегические отправные точки экономической политики
1) Институты: НБ, минфин, таможня и т.д.
2) Общие правила: законодательство в отношении конкуренции, условия регистрации и т.д.
3) Мероприятия макроэкономической политики: денежная политика, налоговая политика;
4) Государственное предпринимательство: госбанки, предприятия, почта, железная дорога, госмонополии;
5) Регулирование: в области здравоохранения, образования, лицензирование;
6) Налоги/субсидии: налоговая политика, субсидирование.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Содержание
- 1.Силлабус
- 2. Iaep 3308 Институциональный анализ и экономическая политика – 3 кредита
- 4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины:
- 5. Характеристика учебной дисциплины
- 5.1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
- 5.2 Компетенции дисциплины:
- 5.3 План изучения учебной дисциплины
- 6.Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 7.1 Виды контроля
- 7.2 Формы контроля
- 2. Глоссарий Административные методы регулирования – способы и формы управления, основанные на использовании приказов, распоряжений, штрафов, разрешений, принуждения.
- Внешние институты - совокупность правил, которые структурируют взаимодействие индивидов в данной организации с внешней средой.
- 3.Конспект лекций
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- 1. Истоки институционализма
- 2. Возникновение, этапы развития и концептуальные особенности традиционного («старого») институционализма
- 3. Возникновение, основные направления и методология «нового» институционализма
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- 1. Сущность, цели и функции государства
- 2. Теоретические модели государства
- 3. Провалы государства и их исправление
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 4. Институциональные изменения
- 1. Государство и институциональная структура экономики
- 2. Типы и причины институциональных изменений
- 3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- 2. Цели и задачи экономической политики
- 3. Теория экономических порядков в. Ойкена
- 4. Концепция Яна Тинбергена и ее критика р. Лукасом
- 5. Школа общественного выбора Дж. Бьюкенена и к. Эрроу
- 6. Теория «политического делового цикла»
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- 1. Структура концепции экономической политики
- 2. Принципы и последовательность выбора целей экономической политики
- 3. Выбор инструментов экономической политики
- 4. Выбор представителя, необходимость координации и стратегические отправные точки экономической политики
- 5. Процесс принятие решений в экономической политике
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- 1. Кризис командной экономики
- 2.Основные проблемы трансформации и создание компонентов рыночной экономики
- 3. Внешнеполитическая концепция
- Методические рекомендации к лекции
- Вопросы и задания для контроля теоретических знаний
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- 1. Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства
- 2. Цели и инструменты концепции срх
- 3. Роль и значение конкуренции в срх
- 4. Хозяйственные права индивидов в срх
- 5. Задачи государства и роль общественных объединений в срх
- 6. Политика доходов и социальная политика срх
- 7. Внешнеторговая политика срх
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 8. Бюджетная политика государства
- 1. Концепции бюджетной политики
- 2. Методы бюджетирования
- 3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.Квазифискальная деятельность государства
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 10. Налоговая политика
- 1. Принципы и структура налогообложения
- 2. Концепции налоговой политики государства
- 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и цели кредитно-денежной политики
- 2. Инструменты кредитно-денежной политики
- 3. Концепции кредитно-денежной политики
- 4. Виды кредитно-денежной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 12. Инновационная политика государства
- 1. Сущность и цели инновационной политики государства
- 2. Модели инновационной политики развитых стран
- 3. Инструменты инновационной политики
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 13. Социальная политика государства
- 1. Сущность, цели и принципы социальной политики государства
- 2. Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Методические рекомендации к лекции
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- Методические рекомендации к лекции
- 4.План проведения семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним
- Тема 1. Генезис и концептуальные особенности институционализма
- Тема 2. Введение в институциональный анализ
- Тема 3. Институциональная теория государства
- Тема 4. Институциональные изменения
- Тема 5. Предмет и теории экономической политики
- Тема 6. Построение концепции экономической политики
- Тема 7. Трансформационная экономическая политика
- Тема 8. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»
- Тема 9. Бюджетная политика государства
- Тема 10. Налоговая политика
- Тема 11. Денежно-кредитная политика
- Тема 12. Инновационная политика государства
- Тема 13. Социальная политика государства
- Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики
- 5.Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению
- 6.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля
- 7.Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий по дисциплине_Институциональный анализ и экономическая политика______ для студентов