Банковская система Республики Татарстан
Банковская система РТ включает в себя Национальный банк с его расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), коммерческие банки (в том числе уполномоченные банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание и финансирование по программам правительства РТ), а также филиалы коммерческих банков других регионов, действующие на территории Республики Татарстан.
Национальный банк РТ возглавляет банковскую систему республики и регулирует деятельность коммерческих банков на ее территории. В соответствии с Соглашением о полномочиях РФ и РТ в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики, подписанным в начале 1994 г., Национальный банк РТ является составной частью Центрального банка РФ, а банковская система республики, действуя в едином рублевом пространстве, обладает определенной самостоятельностью.
В Республике Татарстан зарегистрирован 41 коммерческий банк, а также 68 филиалов коммерческих банков, в том числе 14 филиалов – за пределами республики. Кроме того, на территории Республики Татарстан действуют 53 отделения банка "Татарстан" Сберегательного банка Российской Федерации, 49 отделений Татарского регионального филиала Агропромбанка РФ, а также 6 филиалов иногородних банков. По числу коммерческих банков Казань занимает одно из ведущих мест среди крупных городов России. Плотность банковской сети в республике составила 1,1 коммерческих банка на 100 тыс. чел. населения республики.
Распределение банковской сети по территории республики: 26 банков расположено в Казани, 9 – в Набережных Челнах, по 2 – в Альметьевске и Нижнекамске, по 1 – в Мамадыше и Менделеевске. Кроме двух банковских центров – Казани и Набережных Челнов, остальные города и районы имеют слабую банковскую сеть, не обеспечивающую удовлетворительный уровень и качество банковского обслуживания предприятий и граждан и не создающую предпосылок для конкуренции в банковской сфере.
Совокупный оплаченный уставный фонд всех коммерческих банков РТ на 01.10.1995г. составил 184,1 млрд. руб. Уставные фонды банков формируются за счет средств юридических и физических лиц. При этом доля юридических лиц в уставных фондах значительно выше доли физических лиц.
С точки зрения характера финансовых потоков и типа развития банковской системы Республика Татарстан относится к группе относительно замкнутых регионов, для которых характерно примерное соответствие между уровнем банковских активов и финансовых потоков. В то же время движение значительной части валютных средств, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций, обслуживается крупными банками других регионов (финансовых центров). Банки республики ориентированы преимущественно на местные финансовые ресурсы и не осуществляют серьезной экспансии в другие регионы. Ряд крупных банков имеют филиалы в Москве, используя их для осуществления платежей, валютных операций и привлечения межбанковских кредитов.
В республике действуют 22 акционерных банка, в том числе 5 банков в форме акционерных обществ открытого типа. нестабильная экономическая ситуация привела к тому, что акционерные банки при наращивании уставного капитала стали больше ориентироваться на свои внутренние резервы. В источниках формирования уставного капитала банков, завершивших в 1996 г. выпуски своих акций, основную долю занимает капитализация собственных средств банков – 50%.
В целях привлечения дополнительных кредитных ресурсов коммерческие банки осуществляют выпуск долговых обязательств, таких как облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя.
В целях оказания помощи клиентам в преодолении платежного кризиса и содействия в ускорении расчетов между предприятиями других регионов коммерческие банки республики активно налаживают корреспондентские отношения путем открытия своих счетов в других банках и проведения через них иногородних платежей между соответствующими предприятиями. Корреспондентские отношения, в основном, установлены с банками промышленно-финансовых центров России – Москвы и Санкт-Петербурга, а также Волжско-Уральского региона – города: Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Екатеринбург.
На 1 января 1998 г. в республике работало 29 коммерческих банков и 51 их филиал, а также 103 филиала, головные банки которых расположены за пределами республики, в том числе 47 – Сбербанка РФ, 49 – Агропромбанка и по одному филиалу Межкомбанка (Москва), Инкотрансбанка (Нижний Новгород), Инкомбанка (Москва), Самарагробанка (Самара), Башпромбанка (Уфа), банка "Российский Кредит" (Москва) и банка "СБС-АГРО" (Москва) – всего 183 кредитные организации.
В 1997 г. отозваны лицензии на совершение банковских операций у 5 коммерческих банков ("Казбизнесбанк", "Континент", "ТП Кредит", "Татинфрабанк", "Татпромстройбанк").
Свои уставные капиталы в течение истекшего года увеличили 13 банков. В результате общая сумма уставных капиталов, зарегистрированных в уставах коммерческих банков, увеличилась, по сравнению с 1 января 1997 г., на 670 млрд. руб. и составила на 1 января 1998 г. 1 024 млрд. руб.
По состоянию на 1 января 1998 г. у 6 банков из 29 действующих объявленные уставные капиталы были в размере свыше 20 млрд. руб., причем у 3 банков – в размере от 30 до 100 млрд. руб.: "Казанский" (35 млрд. руб.), "Татфондбанк" (40 млрд. руб.), "Интехбанк" (52 млрд. руб.), а у 3 банков он составил 100 и более млрд. руб.: "Девон-Кредит" (100 млрд. руб.), "Заречье" (108,5 млрд. руб.), "Ак барс" (537,6 млрд. руб.).
По результатам работы коммерческих банков республики за 1997 г. балансовая прибыль действующих банков составила 510 млрд. руб., 4 банка допустили убытки в размере 25 млрд. руб. По ликвидируемым банкам убытки составили 169 млрд. руб., прибыль – 1,2 млрд. руб.
Сумма привлеченных коммерческими банками ресурсов возросла за 1997 г. на 1 775,1 млрд. руб. (на 23,7%) и составила на 1 января 1998 г. 9 248,7 млрд. руб. Почти половину в их объеме составляют средства на счетах предприятий и населения – 4 618,7 млрд. руб. (в том числе 555,4 млрд. руб. на счетах в инвалюте). Около 30% (2 705,6 млрд. руб.) приходится на собственные средства банков.
В структуре мобилизуемых банками средств почти 30% составляют вклады населения – 2 724 млрд. руб., причем по размеру привлекаемых средств бесспорное лидерство удерживает Сбербанк "Татарстан" – 2 038,2 млрд. руб. (74,8% в общей сумме вкладов, имеющихся в коммерческих банках).
Общий объем краткосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составил на 1 января 1998 г. 2 590,6 млрд. руб., при этом рост за прошедший год составил 578,7 млрд. руб., или 28,8%. В их общем объеме преобладают рублевые кредиты экономике и населению, составляющие на 1 января 1998 г. 2 804,8 млрд. руб., или 86,4%, причем коммерческие банки сохраняют ориентацию преимущественно на краткосрочное кредитование.
В нашей республике долгосрочные ссуды уменьшились за 1997 г. на 74,1 млрд. руб., или на 25,7%, и составили 214,2 млрд. руб. Доля межбанковских кредитов в общем объеме ссуд тоже невелика. По состоянию на 1 января 1998 г. снизилась и составила 142,6 млрд. руб. Причем снижение произошло как за счет межбанковских кредитов в иностранной валюте, которые сократились почти вдвое и составили на 1 января 1998 г. 44,2 млрд. руб., так за счет рублевых межбанковских кредитов, которые уменьшились с начала 1997 г. на 80,2 млрд. руб., однако по-прежнему преобладают в общем объеме межбанковских кредитов и составляют 98,4 млрд. руб., или 69%.
- Богачев е. Б.,
- Оглавление
- Введение
- 1. Финансы государства и система их формирования
- 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов
- Взаимоотношения финансов и кредита
- Фондирование денежных средств, финансы в широком и узком смысле
- Инвестиции сквозь призму системного анализа
- 1.2. Структура финансовой системы государства Финансовая система
- Состав финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы. Государство
- Основные субъекты финансовой системы. Кредитные учреждения
- 1.3. Источники финансовой информации Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Информационное обеспечение финансовой системы корпорации
- Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования
- Анализ соответствия принципов российского бухгалтерского учета западным
- Требования к качеству информации
- Принципы учета информации
- Элементы финансовой отчетности
- 2. Институциональные аспекты финансовой системы региона
- 2.1. Функции финансов в экономике региона
- Общая характеристика регионального деления
- Слабый устойчивый спад
- Умеренный спад с последующим ростом
- 1. Конъюнктура на мировых рынках соответствующей продукции.
- 2. Издержки производства.
- 3. Валютный курс.
- Глубокий спад, стабилизация и умеренный рост
- Быстрый и устойчивый спад
- 2.2. Система формирования финансовых отношений в регионе Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 2.3. Анализ финансово-экономического положения Республики Татарстан
- Бюджетная политика
- Интеграция с Российской Федерацией и странами снг
- Перспективы развития экономики
- Приватизация государственного имущества Республики Татарстан
- Банковская система Республики Татарстан
- 3. Экономические аспекты финансовой системы региона
- 3.1. Финансовый рынок в регионе
- Рынок как экономический процесс
- Интересы продавца
- Интересы покупателей
- Выравнивание интересов
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Деньги ищут сферы применения в регионах
- Местные власти на финансовом рынке – новые альянсы
- Деньги чужие – экономика наша
- 3.2. Регион как субъект межбюджетных отношений Варианты упорядочивания межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
- Расходы региональных бюджетов
- Регулирование задолженности субъектов рф перед федеральным бюджетом
- 3.3. Общие принципы инвестиционно-финансовой политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 2. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- 4. Стабильный уровень цен
- Взаимосвязь целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе (на примере Республики Татарстан)
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в Республике Татарстан
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
- 4. Управление финансовой системой региона
- 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования финансов Федеральная резервная система сша
- Финансовая система Германии Роль немецкого федерального банка в рамках финансовой системы
- Система кредитного дела
- Структура кредитной системы
- Финансовое законодательство
- Французская система банковского контроля
- Современные функции Банка Англии Регулирование процентных ставок
- Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
- Банкноты Банка Англии
- Управление государственным долгом английского правительства
- Регулирование рынков
- Статистическая информация
- 4.2. Методы управления финансовой системой региона
- Основные направления денежно-кредитного регулирования
- Инструменты регулирования кредитоспособности банков
- 4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан)
- Комиссия по рискам
- Алгоритм оценки рисков инвестиционного проекта
- 5. Банки как основа финансовой системы региона
- 5.1. Взаимодействие банков и корпораций Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов
- Порядок формирования фпг и механизм их взаимодействия с коммерческими банками
- 5.2. Проблемы взаимодействия банков и страховых компаний
- 5.3. Условия и области инвестиционно-кредитной деятельности банков
- Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики
- Заключение
- Литература
- Богачев Евгений Борисович чуб Борис Андреевич проблемы функционирования финансовой системы региона