logo search
1+2 Васильева Н

2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприя­тий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для 1)производства продукции, 2)выполне­ния работ и 3)оказания услуг с целью удовлетворения обще­ственных потребностей и получения прибыли. КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ?

Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

■ организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного кол­лектива со своей внутренней структурой и порядком управ­ления;

■производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т.е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

+Коллектив – социальное единство

- наличие обособленного имущества (экономическая обособленность – эк обособ субъект), (и обособленного кругооборота средств) которое предпри­ятие самостоятельно использует в определенных целях;

- имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязатель­ствам, возникающим в процессе его деятельности;

- оперативно-хозяйственная и экономическая самостоя­тельность выражается в том, что предприятие само выбирает и осуще­ствляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной це­лью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т.е. превышение результатов над затратами. Так как эконо­мика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стра­тегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из кото­рых можно отнести следующие:

бесперебойный и ритмичный выпуск высококаче­ственной продукции в соответствии с имеющимися произ­водственными возможностями;

■ удовлетворение общественных потребностей в про­дукции, всемерный учет требований потребителей, форми­рование эффективной маркетинговой политики;

■ эффективное использование производственных ресур­сов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производ­ства;

• разработка стратегии и тактики поведения предприя­тия на рынке;

■ обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;

• совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

обеспечение социальной эффективности производства (реализации и развитию человека) рост квалификации и большей содержательности труда ра­ботников, повышение их уровня жизни, создании благопри­ятного морально-психологического климата в трудовом кол­лективе).

Задачи предприятия определяются интересами его соб­ственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многи­ми отечественными предприятиями нередко стоят совер­шенно иные цели и задачи. Так, основной целью может яв­ляться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, беспе­ребойная реализация продукции или своевременная выпла­та достойной заработной платы работникам.