logo
1+2 Васильева Н

3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны

Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, наделенным на формирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики, рациональное использование научно-технического потенциала и создание новых рабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства.

Роль малых предприятий в экономике страны определя­ется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. К экономическим функциям относятся производ­ство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке тру­да, участие в формировании бюджетов всех уровней и т.д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально неза­щищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей в общении.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесения пред­приятия к категории малых. Например, во Франции предприя­тия считаются очень малыми при численности занятых до 10 человек, малыми — от 10 до 100, средними — от 100 до 500, крупными — свыше 500 человек. В России предельная чис­ленность работников малого предприятия не превышает в про­мышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в других отраслях — 50 человек. Однако, несмотря на широкую распро­страненность критерия численности занятых, его несовершен­ство очевидно (в первую очередь для предприятий с высоким технико-технологическим уровнем производства, где комплекс­ная автоматизация и механизация приводит к сокращению ко­личества работников при росте объема производства).

Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от среднего и крупномасштабного пред­принимательства. К ним можно отнести: единство права собственности и управления предприятием, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицирован­ный характер отношений внутри предприятия, специфи­ческий характер финансирования, высокая доля оборотно­го капитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяют возможности малого бизнеса конкури­ровать с крупным предпринимательством.

Можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства:

/ экономическая маневренность, адаптивность и опера­тивность в принятии управленческих решений, быстрое реа­гирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию;

/ повышенная скорость оборота капитала;

/ более простая структура управления, обусловливаю­щая снижение косвенных расходов;

S более экономное использование ресурсов.

Помимо преимуществ у малого бизнеса есть и суще­ственные недостатки, главный из которых заключается в малой величине капитала и ориентации в основном на са­мофинансирование, вследствие чего проявляется неустой­чивость малого бизнеса.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетель­ствует, что в связи с объективно более высокими издержка­ми производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы госу­дарственное регулирование и поддержка малого предпри­нимательства. Без помощи государства малые предприятия не могут успешно конкурировать с крупными.

В России государственное регулирование малого пред­принимательства основывается на Законе РФ «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерацию. В соответствии с Законом правительство обязано ежегодно разрабатывать программу государствен­ной поддержки малого предпринимательства и представлять ее на обсуждение в Государственную Думу (аналогично — на региональном уровне). Государство гарантирует малым предприятиям упрощенную регистрацию, льготные старто­вые условия, ряд льгот по налогообложению, предоставле­ние статистической и бухгалтерской отчетности в упрощен­ном порядке. Также определен порядок предоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого пред­принимательства. Кроме того, Закон определяет, что не ме­нее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях.

Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия не реализуются, и в процессе производственно-хозяйственной деятельности малые пред­приятия сталкиваются с рядом организационно-техниче­ских и финансово-экономических трудностей:

S несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование программ развития малого предпринима­тельства;

S дефицит финансовых и, как следствие, материально-тех­нических ресурсов, связанный в первую очередь с труднос­тями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют в основном малые предприятия с быстрым обо­ротом капитала и меньшим риском, функционирующие в тор­говле, общественном питании);

S недостаток информации, опыта и квалифицирован­ных кадров;

S недостаточные темпы создания инфраструктуры ма­лого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сеть дорог и связи).

Выводы

  1. Предпринимательство является составным и основ­ным компонентом рыночной экономики и представляет собой инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получе­ние прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

  2. Предпринимательская деятельность может осуще­ствляться в виде производственного, коммерческого, финансового и консультационного предприниматель­ства. Основными формами предпринимательства явля­ются индивидуальная, коллективная и корпоративная.

  3. Форма организации предпринимательской деятель­ности, закрепленная юридическим образом, характеризу­ет организационно-правовую форму предприятия. В со­ответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации могут существовать в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производствен­ных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

  4. Малый бизнес в любой стране является важным сектором рынка; значение малого бизнеса определяется ограничением монополизма, насыщением рынка потре­бительскими товарами, созданием дополнительных ра­бочих мест. Вследствие большего уровня издержек и риска малые предприятия нуждаются в поддержке со стороны государства.