logo
1+2 Васильева Н

11.2. Рентабельность предприятия и ее виды

Рассмотренные нами прежде показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Относительной характерис­тикой финансовых результатов и эффективности деятель­ности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый резуль­тат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Среди основных показателей рентабельности можно вы­делить следующие: . S рентабельность активов;

S рентабельность текущих активов;

S рентабельность собственного капитала;

/ рентабельности основных производственных фондов;

S рентабельность продукции;

S рентабельность продаж (реализации);

S рентабельность долгосрочных финансовых вложений.

Рентабельность активов представляет собой процент­ное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибы­ли) предприятия к стоимости его активов (основным и обо­ротным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

171

Рентабельность текущих активов свидетельствует об эффективности использования оборотных активов. Рассчи­тывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.

Рентабельность собственного капитала позволяет оп­ределить эффективность использования собственного ка­питала, сравнить с возможным получением дохода от вло­жения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он существенно влияет на уровень котировки ак­ций предприятия. Показатель означает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная еди­ница, вложенная собственниками предприятия. Определя­ется как отношение прибыли к величине собственного ка­питала.

Рентабельности основных производственных фондов показывают эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Показатель рас­считывается как отношение балансовой прибыли (либо чи­стой прибыли) предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность продаж (реализации) дает возмож­ность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реа­лизованной продукции. Данный показатель определяется как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает измене­ния в политике ценообразования и способность предприя­тия контролировать себестоимость реализации продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты теку­щих расходов. Динамика коэффициента может свидетель­ствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производствен­ных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли устанавливается, сколько денежных единиц чистой прибы­ли принесла каждая единица реализованной продукции.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В пер­вом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реа­лизацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во втором случае вычисляется рентабельность отдель­ных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает эффективность вложений предприятия в дея­тельность других организаций. Рассчитывается как отно­шение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Вышеперечисленные показатели зависят от многих фак­торов и существенно варьируют по торговым предприяти­ям различного профиля, размера, структуры активов и ис­точников средств.

При анализе показателей рентабельности в простран­ственно-временном аспекте необходимо принимать во вни­мание три ключевые особенности этих показателей, суще­ственные для формулирования выводов:

■первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Поскольку коэффициент рентабельности про­дукции определяется результативностью работы отчетного периода, то вероятностный и плановый эффект не отража­ет. Когда предприятие совершает переход на новые перс­пективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значение показателей рентабельно­сти может временно снизиться. Но если стратегические пе­рестройки выбраны верно, т.е. понесенные затраты окупа­ются, то снижение рентабельности нельзя рассматривать только как негативную тенденцию;

■ вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с проблемой вы­бора между двумя альтернативами: либо получение высо­кой прибыли при большой степени риска, либо небольшая прибыль, но без риска. Одним из показателей рискованно­сти бизнеса является коэффициент финансовой зависимости — чем выше его значение, тем более рискованным, с позиции акционеров и кредиторов, является предприятие;

■ третья особенность зависит от проблемы оценки, так как числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах раз­ной покупной способности. Числитель показателя (прибыль) динамичен, он отражает результаты деятельности и сложив­шийся уровень цен на товары и услуги в основном за истек­ший период. Знаменатель показателя (собственный капитал) складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки, поскольку далеко не все удастся отразить в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка, супер­современные технологии, классный управленческий персо­нал не имеют денежной оценки в отчетности.