logo
1+2 Васильева Н

9.4. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план — это краткое, точное, доступное и понят­ное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуа­ций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.

Бизнес-план служит документом, позволяющим управ­лять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъем­лемый элемент стратегического планирования и как руко­водство для исполнения и контроля.

Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный пери­од — обычно трех-пяти и более лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

S в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса;

S стратегический план — это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годо­вого плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерчен­ные временные рамки, по истечении которых определен­ные цели и задачи должны быть выполнены;

S в бизнес-плане функциональные элементы имеют го­раздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана. Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с по­требностями рынка и возможностями получения необходи­мых ресурсов.

Целями бизнес-плана могут быть: __ привлечение кредитов или инвестиций; _- определение степени реальности достижения наме­ченных результатов;

Бизнес-план выполняет следующие функции:

  1. предоставляет возможность использования для разра­ботки стратегии бизнеса;

  2. позволяет оценить перспективы развития нового на­правления деятельности, а также контролировать процессы внутри фирмы;

  3. способствует привлечению дополнительных денеж­ных средств;

  4. позволяет привлечь к реализации планов потенциаль­ных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал;

  5. дает возможность приобщить всех сотрудников к про­цессу составления бизнес-плана, координировать их уси­лия и распределить обязанности.

Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титуль­ный лист и разделы, приведенные ниже.

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата, к которому он направляется.

1-й раздел. Резюме — это сжатый обзор информации о намеченном бизнесе. В нем содержатся суть проекта (ос­новные преимущества и уникальность предлагаемого биз­неса, перспективы его развития), цель и задачи бизнес-пла­на, экономическое обоснование и эффективность проекта (финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя), сведения о предприя­тии (дата создания, организационно-правовая форма, структура капитала, банк, в котором открыты счета, специ­ализация и история развития предприятия, основные по­требители), команда управления (руководство предприятия, квалификация, образование, стаж работы), план действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия), финансирование (потребность в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники, риск финанси­рования), план возврата заемных средств (срок гарантиро­ванного возврата кредита, условия инвестирования), гаран­тии возврата инвестиций.

2-й раздел. Описание предприятия и отрасли. В описание предприятия включаются его название, адрес, организацион­но-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, а также тип бизнеса (основные виды дея­тельности), местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли сообщаются специфика отрасли, со­временное состояние и перспективы ее развития, технологи­ческая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уро­вень монополизма, тенденции отраслевого рынка.

3-й раздел. Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиций потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые това­ром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основ­ные направления совершенствования продукции и т.п.

4-й раздел. Исследование и анализ рынков сбыта и кон­куренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду това­ров, наличие конкурентов на нем, анализируются возмож­ности предприятия для участия в конкурентной борьбе, от­бираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент), производится позицио­нирование рынка (выявление позиции продукта на отдель­ных рыночных сегментах) и прогноз объемов продаж.

5-й раздел. План маркетинга. При разработке плана мар­кетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздейство­вать на потребителей с помощью рекламы, ценовой поли­тики, качества. Поэтому раздел может включать следую­щие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику (ассортиментная политика, создание новой про­дукции, стратегия в области качества); ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, спонсорская де­ятельность) используются для формирования и поддержа­ния имиджа предприятия.

6-й раздел. Производственный план. В этом разделе опре­деляется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указани­ем «узких» с технологической и организационной точек зре­ния мест и путей их преодоления. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости произ­водимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, по­требность и условия приобретения технологического и про­чего оборудования; потребность в сырье, материалах; требо­вания к источникам энергии и их доступность; подготовка производства; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала.

7-й раздел. Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается органи­зационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности последней.

8-й раздел. План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологиче­ские, политические), из которых выбираются наиболее важ­ные для данного проекта. Особое внимание уделяется фи­нансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, появление альтернативного продукта, снижение цен, увели­чение объемов производства конкурентов, недостаток обо­ротных средств и др.).

9-й раздел. Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представ­лен в виде финансовых формулировок и стоимостных по­казателей. Раздел объединяет два направления: 1) (расчет) финансово-экономические результаты деятельности предприятия (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния предприятия) и 2)планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансовых активов и пассивов, про­гноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта и прогноз запасов фи­нансовой прочности).

Бизнес-план отличается от других плановых документов предприятия тем, что учитывает не только внутренние цели предприятия, но и цели внешних лиц, которые могут быть полезны новому проекту. Помимо инвесторов заинтересо­ванными лицами являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основ­ное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансо­во-экономических аспектах, в то время как научно-техничес­кие и социальные стороны представлены менее детально.

Выводы

  1. В условиях рыночной экономики планирование является необходимым условием для эффективной деятельно­сти предприятия. В зависимости от временного горизонта различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, а в зависимости от содержания выделяют стратеги­ческое, тактическое и оперативное планирование.

  2. Производственная программа — система плано­вых заданий по выпуску продукции установленных но­менклатуры, ассортимента и качества. Она включает натуральные и стоимостные показатели, среди которых важное место занимают валовая, товарная и реализо­ванная продукция.

Производственная мощность характеризуется макси­мальным количеством продукции соответствующих ка­чества и ассортимента, которое может быть произведе­но в единицу времени при полном использовании основных средств производства в оптимальных услови­ях их эксплуатации.

  1. Подготовка нового производства включает конст­рукторскую (осуществление опытно-конструкторских разработок), технологическую (обеспечение технологич­ности изделия и разработку технологических процессов) и организационно-экономическую (разработку норматив­ной базы и сметы затрат) подготовку производства.

  2. Бизнес-план — это документ, в котором рассмотре­ны основные аспекты предпринимательской деятельно­сти. Его целями могут быть планирование хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребно­стями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Поэтому часто бизнес-план разрабатывается для привлечения инвесторов или получения кредитов.