logo
1+2 Васильева Н

8.1. Понятие и показатели качества продукции

Качество — это философская категория. (кот трудно выразить кол-но). Считается, что I она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в I III в. до н.э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой».

Существует, например, философское определение каче­ства, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тож­дественная с бытием определенность, так что нечто переста­ет быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство (продукции–услуги), реально удовлетворяющее потребителей.

Дж. Джуран рассматривал понятие «качество» с двух сторон: с объективной стороны качество — пригодность для использования (соответствие назначению); с субъек­тивной — качество есть степень удовлетворения потреби­теля (для реализации качества производитель должен уз­нать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).

ГОСТ 15467-79 трактовал качество продукции как сово­купность свойств продукции, обусловливающих ее пригод­ность удовлетворять определенные потребности в соответ­ствии с ее назначением.

В 1986 г. Международной организацией по стандартиза­ции (ИСО) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество — со­вокупность свойств и характеристик продукции или услу­ги, которые придают им способность удовлетворять обус­ловленные или предполагаемые потребности.

В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизиро­вано следующее определение качества: качество — сово­купность характеристик объекта, относящихся к его спо­собности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

Таким образом, мы видим, что в литературе понятие ка­чества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в услови­ях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трак­туется с позиции производителя, в то время как в рыночной экономике рассматривается с позиции потребителя.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолирован­но с позиций производителя и потребителя. Качество объек­та, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целым, охватывая его полностью. Качество продукции имеет внутренние и внешние компонен­ты.

Внутренние компоненты качества — это характеристи­ки, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок служ­бы, отсутствие дефектов, технические характеристики (мощность, производительность и т.д.), дизайн др.

Внешние компоненты (составляющим) — соответствие изделия потребностям покупателя, с учетом других имеющихся на рынке аналогичных товаров или услуг, - конкурентоспособность.

(во 2-м случае кач-во носит субък, относительный х-р.

Голландскими учеными Дж. Ван Этингером и Дж. Ситтигом была разработана специальная область науки — квалиметрия. Квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качеств (а. Квалиметрия исхо­дит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта.

(по мнению основоположников) Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значения­ми, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество — вели­чина измеримая, и, следовательно, несоответствие продук­та предъявляемым к нему требованиям может быть выра­жено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.

Известно, что в современной квалиметрии стандартизи­ровано (конкретно-количестивенно определены) 13 свойств пяти групп промышленной продукции.

В соответствии с данной классификацией можно выделить следующие показатели качества продукции:

безотказности;

долговечности;

сохраняемости;

ремонтопригодности;

эргономичности.

Показатели, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

Эргономические показатели делятся на четы­ре основные группы:

гигиенические (освещенность, температура, влаж­ность, давление и т.п.);

антропометрические (соответствие конструкции изде­лия размерам тела человека и его отдельных частей, соот­ветствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.);

физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);

S психологические (соответствие изделия возможно­стям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием);

• эстетичности. Параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целост­ность композиции, совершенство производственного исполне­ния продукции и стабильность товарного вида), моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

• технологичности. Показатели, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции.

Данная группа подразделяется на показатели:

технологичности в производстве;

технологичности при применении;