logo
1+2 Васильева Н

2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Любое предприятие находится и функционирует в опре­деленной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие нахо­дится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, при­спосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия — это все условия и фак­торы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, ко­торые оказывают непосредственное влияние на деятель­ность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным об­ществом).

В условиях переходной экономики России именно от го­сударства в значительной мере зависит эффективность дея­тельности предприятий, прежде всего создание цивилизо­ванного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

S создание правовой основы жизнедеятельности стра­ны, в том числе разработка, принятие и организация выпол­нения хозяйственного законодательства;

S обеспечение правопорядка в стране и ее националь­ной безопасности;

S стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

S обеспечение социальной защиты и социальных гаран­тий;

S защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямо­го действия на деятельность предприятия, но учет их необ­ходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

S политические факторы — основные направления го­сударственной политики и методы ее реализации, возмож­ные изменения в законодательной и нормативно-техниче­ской базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т.д.; / экономические факторы — темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, междуна­родный платежный баланс, процентные и налоговые став­ки величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что од­ной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабили­зация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий — как выгода;

/ социальные факторы внешней среды — отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в об­ществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценно­сти; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

S технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и ре­ализацию технологически перспективного продукта, спрог­нозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и являет­ся результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы вос­пользоваться внешними возможностями, предприятие дол­жно иметь определенный внутренний потенциал. Одновре­менно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает следующие ос­новные элементы: производство, финансы, маркетинг, уп­равление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следу­ющими обстоятельствами:

S информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

S анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

/ производство (в зарубежной экономической литерату­ре — управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их ис­пользования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производ­ства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.;

S персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

S организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

S маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы рас­пределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, сти­мулирование сбыта, реклама, ценообразование;

S финансы — своего рода зеркало, в котором отражает­ся вся производственно-хозяйственная деятельность пред­приятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

S культура и имидж предприятия — слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высо­кий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Выводы

  1. Основным звеном экономики является предприя­тие — самостоятельный хозяйствующий субъект, со­зданный для производства продукции с целью получе­ния прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды.

  2. Все множество предприятий, функционирующих в экономике, может быть классифицировано по ряду при­знаков (по отраслевой принадлежности, структуре про­изводства, ресурсам и продукции, по организационно-правовым и технологическим признакам).

  3. Эффективность деятельности предприятия во мно­гом определяется его структурой — составом и соотно­шением его внутренних звеньев. В экономике выделяют три типа, производственной структуры (технологиче­ский, предметный и смешанный), а также несколько ее видов. Параметры производственной структуры зависят от номенклатуры и особенностей продукции, масштаба производства, уровня специализации и кооперирования.

  4. Производственный процесс на предприятии пред­полагает соединение живого труда со средствами про­изводства. Условием оптимальной организации произ­водственного процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Орга­низация производственного процесса тесно связана с типом производства.

  5. Предприятие функционирует в окружении внешней среды, факторы которой являются неконтролируемыми со стороны предприятия. Анализ внешней среды необхо­дим для разработки стратегии развития предприятия, учитывающей сложность, неопределенность и подвиж­ность среды.