logo search
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество

В современных условиях происходит интернационализация хозяйственной жизни и системы государственного регулирования. Государство в экономичес­кой области превращается в «двуликого Януса», одно лицо которого повернуто к внутренним процессам и проблемам, а другое — обращено вовне. Экономичес­кие отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных организаций, осу­ществляющих многостороннее регулирование экономических отношений. Раз­витие интернационализации экономики приводит к ее глобализации.

Детища первых послевоенных лет, международные экономические организа­ции глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, чтобы отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы между­народных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормаль­ных условий международного хозяйственного оборота.

До конца 1995 г. существовало Генеральное соглашение по тарифам и торгов­ле (ГАТТ). Эта влиятельная организация была создана в 1947 г. для регулирова­ния международных торгово-экономических отношений и объединила к сере­дине 1990-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная тор­говая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стали согласование позиций разных стран, направ­ленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение ре­жимов наибольшего благоприятствования в торговле.

ГАТТ обеспечило ежегодный 7%-й рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 гг. Вместе с тем остается большой круг нерешенных проблем, которые достались ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отно­шению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация пра­вил торговли сельскохозяйственной продукцией; противоречия между междуна­родной торговлей и охраной окружающей среды, трудовым законодательством.

Вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведе­ния ее режима торговли товарами, услугами, защиты интеллектуальной собствен­ности в соответствие с мировыми правилами. Главные проблемы связаны с не­определенной торговой политикой России в ряде областей, включая сельское хо­зяйство, вооружение, участие государственных предприятий. В мире отмечается тенденция к перспективному росту объемов экспорта развивающихся и постком­мунистических стран, это может послужить началом нового периода торговой экспансии, столь же динамичного, как период 50—60-х годов XX в.

Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членам МВФ. Членами МВФ яв­ляются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался всту­пить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконст­рукции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономическо­го развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.

Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свобод­ной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.

Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торгов­ли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объек­тивную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, разви­тия науки, транспортных коммуникаций.

В некоторых регионах хозяйственное сближение стран-соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интегра­ционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные междуна­родные зоны интенсивного экономического воздействия с единым режимом хо­зяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики.

Характерной особенностью современного мирового хозяйства стало расши­рение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них.

Вот как выглядит первая «десятка» региональных объединений:

1.Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Ка­нада и Мексика с возможным присоединением Китая;

2.Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейца­рия, Испания, Лихтенштейн;

3.Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бель­гия, Нидерланды, Австрия, Греция, а также вступившие в Союз страны СЭВ;

4.Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили;

5.«Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай;

6.Южно-Африканский комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве;

7.Западно-Африканский экономический и валютный союз — Кот-д'Ивуар, Бур­кина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали;

8.Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакис­тан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал;

9.Датский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, раз­вития международного экономического сотрудничества служит Европейский союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно пе­рерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможен­ного союза к экономическому союзу. Европейский союз (ЕС) объединяет веду­щие страны Западной Европы. Создан единый внутренний рынок, сняты огра­ничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС осуществлен переход к единой валютной системе с единой денежной едини­цей.

Единая европейская валюта получила название «евро» и с 1999 г. введена в безналичный оборот, а с 2002 г. — в наличный. Европейская валюта для удобства выполнена в яркой цветовой гамме: купюра в 5 евро имеет серый цвет, в 10 — красный, в 20 — синий, в 50 — оранжевый, в 100 — зеленый, в 200 — коричневый и, наконец, в 500 — пурпурный. Их размеры возрастают по мере увеличения до­стоинства денежного знака. Задуманный по стоимости как эквивалент доллара, евро затем заметно превзошел доллар

После того как ЕС окончательно утвердил все параметры евро, в 1998 г. при­ступили к печатанию денежных знаков и выпуску монет. В 2002 г. они, как и было задумано, вошли в обращение и после параллельного хождения с нацио­нальными валютами обрели полную самостоятельность. В соответствии с наме­ченной программой перехода евро стал денежной единицей в рамках ЕС.

По мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую действенность приобретают международные институты законода­тельной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европей­ский суд и др.).

В возникновении и эволюции ЕС с самого начала огромную роль играли на­циональные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.

В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 г. начало западно-европейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные им­пульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от аме­риканских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действо­вали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «сво­их» групп капитала.

Тем не менее, достигнутая степень хозяйственного взаимодействия США и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, ин­теграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.

Таким образом, выход государственной экономической политики за нацио­нальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие дву­сторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, т.е. экономический регио­нализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и органи­заций.

Последние могут иметь самые разные формы и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и автори­тетных - ВТО, МВФ, МБРР.

Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их при­надлежности к «клубу богатых», т.е. группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегод­но совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителя­ми крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 г. в них прини­мает участие Россия.

В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономи­ческих связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государ­ствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторон­них торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.

Для России важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со страна­ми, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.