Экономические реформы в дореволюционной России
Избегая рассмотрения экономических реформ Петровского периода и более ранних, которые стали предметом скорее истории, чем экономики, начнем отсчет с крестьянской реформы 1861 г., покончившей с крепостничеством в России и во многом давшей старт процессу последующей индустриализации российской экономики. Эта реформа интересна тем, что порожденные ею преобразования затронули прежде всего сельскохозяйственное производство, которое до сих пор остается проблемной составляющей российской экономики. Немаловажен тот факт, что Россия тогда, как и теперь, последовала по пути Запада, приблизилась к экономическим формам ведения хозяйства, которые уже утвердились, доказали экономическую и социальную целесообразность в ряде стран. В то же время и тогда проявились и ныне проявляются трудности перенесения опыта других стран на российскую почву, обусловленные историко-национальными традициями, социальной психологией, шкалами ценностей и предпочтений, которыми Россия и россияне отличались и отличаются от других стран и народов.
Задолго до реформы крепостничество считалось тормозом экономического развития, что послужило источником глубокого раскола в российском обществе. Даже высокие царские чиновники считали крепостное право «пороховым погребом под государством». Поражение России в Крымской войне еще более возбудило зародившееся до того массовое движение прогрессивных умов против крепостнической системы.
Все это вместе взятое и привело к тому, что 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал 17 законодательных актов, которыми отменялось крепостное право, вводились новые формы ведения крестьянского хозяйства, бывшие крепостные получили возможность выкупа земли у помещиков или пользования ею с несением повинностей, стать свободными, независимыми хозяевами. Крестьянам было разрешено открывать фабрики, производить торговые операции, они получили право на образование, избирательное право. Понятно, что принятыми решениями создавались только предпосылки свободного крестьянского труда, зачатки самостоятельного хозяйствования и понадобились десятки лет для перехода к единоличному товарному сельскохозяйственному производству. Реформа привела не к частному, а к общинному землепользованию.
Одной из ключевых проблем реформы стало расширение крестьянского самоуправления в форме общин, пустивших глубокие корни в жизнь российского села, ставших общепринятой нормой не только согласования общих интересов крестьян одной деревни, но и производственных отношений. Общинный строй сдерживал эволюцию производственных отношений, закреплял тенденции уравнительности, подавлял личную экономическую инициативу крестьян. Реформа 1861 г., закрепив общину как основную форму сельского самоуправления, послужила препятствием на пути к более развитым формам хозяйствования. По сути, нынешней реформе сельского хозяйства все еще препятствуют утвердившиеся колхозные формы с их коллективной безответственностью, как и тогдашней, препятствовали общинные формы.
Движению прогрессивной реформы противостояло неисполнение принятых законов и всесилие чиновничьего аппарата, не заинтересованного в переменах. Недаром, анализируя последствия реформы 1861 г., граф СЮ. Витте в 1898 г., когда он возглавлял Совет Министров России, в личном письме императору Николаю II отмечал, что недостаточно освободить крестьян от рабовластия, надо еще освободить их и от рабства в виде произвола чиновников. Вещие слова.
Крестьяне, став свободными гражданами в последней трети XIX в., не получили в полное пользование земельные наделы, в какой-то степени аналогичное положение мы видим в России и в конце XX в.
Ряд хозяйств помещиков не смогли функционировать с высокой отдачей, так как оказались не способными освоить интенсивные методы сельскохозяйственного производства.
Так что в целом верно ориентированная крестьянская реформа не принесла ожидаемых плодов. Поиск путей решения обострившегося сельскохозяйственного кризиса, сопровождавшегося неурожаями и даже голодом, привел к продолжению реформы в ее новом варианте — столыпинском.
Возглавив российское правительство, П.А. Столыпин проявил себя как настойчивый последовательный реформатор, придерживающийся монархических убеждений. По инициативе П.А. Столыпина 9 ноября 1906 г. император Николай II издал Указ, положивший начало новой сельскохозяйственной реформе. В 1910 г. Государственной Думой России был принят закон «О правах крестьян на укрепление и владение участков общинной земли». В целом осуществление реформы, инициированной правительством, поддержанной императором и законодательным собранием, развивавшей продолжавшиеся уже 40 лет преобразования, заняло период с 1906 по 1914 г., т.е. 8 лет. На этом фоне нынешнюю рыночную реформу не следует считать чрезмерно затянувшейся с учетом того, что, в отличие от столыпинской, она не пользуется единодушной поддержкой всех ветвей власти и негативно воспринимается отдельными слоями общества.
Гвоздем реформы стало ее положение, согласно которому «каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части означенной земли». Характерно, что полученный в собственность участок земли крестьянин имел право продать, заложить. Не воспрещалось, и покупать землю. Тем самым предпосылки осуществления лозунга «землю — крестьянам» были созданы задолго до того, как этот лозунг подхватили большевики.
Реформа была рассчитана на превращение крестьянина — наемного работника в крестьянина-хозяина, напрямую заинтересованного в результатах экономической трудовой деятельности, привязанного к земле, тяготеющего к обогащению. Мыслилось, что итогом реформы будет значительное повышение эффективности крестьянского труда, увеличение сбора урожая, продукции животноводства.
В этих целях посредством изъятия из общинного пользования и закупки помещичьих имений и казенных земель через Крестьянский банк был образован Земельный фонд, отменены выкупные платежи с крестьян за земельные наделы. Осуществлено крупномасштабное переселение крестьян на новые земли, количество переселенцев за период осуществления реформы превысило 3 млн человек. Возникали и хуторские хозяйства. Для переселения государство предоставило крупные финансовые средства. Из общин выделилось 2 млн крестьянских хозяйств, в частную собственность передано 20% общинных земель. В целом реформа охватила более 2,5 млн хозяйств.
При очень значительных масштабах реформы она распространилась не более чем на третью часть крестьянских хозяйств России. Многие сельские жители воспользовались реформой, чтобы получить и затем продать землю, переселившись в город либо на новые места. Переселение на хутора не было привычным для российских крестьян, требовало больших усилий и затрат. Нелегко было переселяться в малонаселенные земли за Уралом или в еще более отдаленные районы. Вследствие этих причин, а также ограниченных финансовых возможностей государства в оказании помощи крестьянству первый поток инициаторов закрепления за собой земли и самостоятельного ведения хозяйства, наблюдавшийся в 1907—1910 гг., затем схлынул. Стали наблюдаться и возвраты переселенцев на старые места. Так что реформу удалось осуществить только частично, в меньших масштабах, чем намечалось, и ее первоначальный эффект затем пошел на спад.
Вместе с тем благодаря проведенной реформе удалось достичь увеличения урожайности на 10—20%, поднять общий уровень сбора сельскохозяйственных культур, снизить опасность возникновения голода, активизировать экспорт продукции сельского хозяйства.
Кардинального повышения результативности сельскохозяйственного производства в России реформа не принесла. Реформаторы недоучли инерционность мышления, а в какой-то степени и свойственный крестьянству консерватизм. Техническая база сельскохозяйственного производства в России была отсталой, применявшаяся трехпольная система не восстанавливала плодородия земли, а минеральные удобрения практически не использовались. Одного фактора «земля» при всей его важности оказалось мало при решении такой глобальной проблемы, как крутой подъем сельскохозяйственного производства.
Сказалась и ограниченность сроков реформы, которая по первоначальным планам его разработчиков должна была продолжаться 20 лет. Факт убийства П. А. Столыпина в 1911 г. также негативно сказался на ходе крестьянской реформы.
При всей трудности и недостаточности обоснованности прямых параллелей между нынешними реформами сельской экономики и проводившимися почти 100 лет тому назад некоторые аналогии все же имеют место и на них следует обращать внимание.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»